Из пушистого снежка
Я леплю снеговика:
В шубе толстой, чтоб не мерз,
Хоть уже морковный нос,
Глазки — с печки угольки,
Две ухватистых руки.
Вот лопата и метла —
Эх, закрутятся дела!
Только снежный друг не прост —
Он достойный держит пост —
Не на смерть,а на живот
Нашу зиму бережет!
Столица Баварии, Мюнхен, – колыбель немецкого модерна. Здесь журналист и издатель Георг Хирт основал журнал "Югенд" (юность), Мюнхенский еженедельник искусства и жизни, давший название новому немецкому стилю – Югендстиль. Журнал издавался с 1896 года.
Франц фон Штук . Титульный лист журнала "Югенд". № 28. 1897.
Столица Баварии, Мюнхен, – колыбель немецкого модерна. Здесь журналист и издатель Георг Хирт основал журнал "Югенд" (юность), Мюнхенский еженедельник искусства и жизни, давший название новому немецкому стилю – Югендстиль. Журнал издавался с 1896 года.
Журнал «Югенд» не только активно популяризировал новые тенденции, но был по-новому оформлен. Новым было и то, что каждую неделю менялся красочный титульный лист, который был в известной мере обложкой и плакатом одновременно. Уже таким способом журнал демонстрировал присущий ему темп, с которым он отк
... Читать дальше »
Н. Г. Лазарев. Фрагмент фасада доходного дома. Москва. 1900-е.
Новый художественный стиль в России формировался на рубеже XIX и ХХ веков. Важнейшую роль в становлении русского модерна сыграло творчество художников группы "Мир искусства", настойчиво утверждавших эстетизм, близкий по духу европейскому символизму второй половины XIX века. Но все же определяющим для модерна в России оказывается обращение к истокам славянской и православной культуры, русскому Средневековью - это движение к "русскому стилю".
Жорж де Фёр. Элегантная дама на взморье. Панно. 1901-1905.
Хотя отец Жоржа де Фёра был голландцем, мать - бельгийкой, и настоящее имя его было Жорж Йозеф ван Слайтерс, художник был истинным парижанином по духу. Ценитель женской красоты, как жрец, поклоняющийся единственному божеству, Жорж де Фёр воспел в своем искусстве Женщину, воплотив ее в изящных и утонченных формах Арт Нуво.
Французский художник Жорж де Фёр (1868-1943) был одним из самых плодовитых дизайнеров периода стиля модерн. Он быстро стал одним из ведущих дизайнеров Самюэля Бинга, призвавшего художника проявить свои таланты во всех областях прикладного искусства. Для "Дом
... Читать дальше »
Не было еще во времена поэта такой праздничной даты, посвященной женщине, как 8 Марта. Женщине посвящали стихи. А стихи – красноречивое связующее времени ушедшего с настоящим.
Отрывок из программы Никиты Михалкова "Музыка русской живописи".
Завораживающе! Лето... Залитая солнцем поляна за спинами группы людей, расположившихся в тени деревьев на дерновой скамье. Они тихо переговариваются о чем-то своем, позируя художнику. Неподалеку на травке играют дети, чьи тихие голоса открывают все это очарование.
И. А. Акимов (1754-1814). Крещение княгини Ольги. 1792.
Об искусстве Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: "один палец, написанный им, – выше целой картины, написанной иным художником". "Но, разумеется", – отмечал А. Н. Бенуа, русский художник, историк искусства и художественный критик, – "восторг этот объясним только слепотой академической системы. Современники... млели от восторга перед "пальцем Акимова", так как он был написан по всем правилам "благородного стиля".
Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова была связана с петербургской Акаде
... Читать дальше »
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.
В этом пейзаже вертикали башен и колоколен, приподнятый кремлевский холм создают впечатление "воспарения" древней святыни над суетой повседневной жизни, протекающей на берегах неширокой реки.
Федор Яковлевич Алексеев ((1753–1824) – один из лучших мастеров всей русской школы.
Федор Алексеевич начинал свою творческую деятельность как мастер театрально-декорационной живописи. После окончания Академии художеств в 1773 году он был послан в Венецию, где изучал теорию песрпективы и искусство прославленных венецианских пейзажистов Каналетто, Гва
... Читать дальше »
А. П. Антропов (1716–1795). Портрет неизвестной. 1765.
При Елизавете выдвинулся целый ряд русских художников еще до основания Академии художеств. Появление их свидетельствует о подъеме русской культуры в 40-х и в 50-х годах XVIII века. Среди этих художников елизаветинского времени – Алексей Петрович Антропов (1716–1795). Об этом выдающемся художнике, по словам Александра Бенуа, мы имеем "сбивчивое представление".
Марке учился в Школе изящных искусств. Профессор Моро называл его «мой интимный враг», имея в виду независимость Марке. Уже в юности он избрал пейзаж своим единственным жанром. Альбер Марке - представитель модернистского течения во французской живописи начала XX века - фовизма (в переводе с французского дикий, хищный). Один из характерных приёмов фовизма - сведение формы к простым очертаниям.
Когда он получил имя «фовиста», один критик сказал: «Из всех диких, это наименее буйный». Другой заметил, что Марке «не рычит». Его живопись никогда не о
... Читать дальше »
Кружево обнаженных ветвей черным силуэтом обрамляет картину. Покрытое инеем мощное дерево в центре композиции, озаренное светом, выделяется на серо-голубом фоне. Черепичная крыша становится розовой, все цвета смягчаются в морозной дымке. Пейзаж обретает обаяние волшебной сказки.
Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж с собирателями хвороста. 1822.
В искусстве Фландрии (современной Бельгии
... Читать дальше »
Голландец Ван Донген родился в пригороде Роттердама. Закончив Академию изящных искусств, он приехал и Париж на празднование Дня взятия Бастилии. 14 июля 1897 года. «Париж привлекал меня, как маяк», — признавался он позже. Вскоре он поселился на Монмартре, зарабатывал деньги портретами на улице или рисунками для сатирических журналов. В 1905 г. вошел в группу « фовистов».
Союз Александра Родченко (1891–1956) и Варвары Степановой (1894–1958) обогатил обоих художников, укрепил их творческие позиции. Пути в искусстве двух одаренных мастеров были тесно связаны, однако самостоятельность каждого придавала глубокую индивидуальность их произведениям.
Степанова Варвара Фёдоровна ("Варст") - советская художница&n
... Читать дальше »
Анри Руссо (1864–1910). Битва тигра и быка (В тропическом лесу). 1908—1909.
Анри Руссо был неученым, «наивным художником» — он работал на парижской заставе, за что получил прозвище «Таможенник», и занимался искусством в свободное время. Свои произведения Руссо мог показать только в Салоне Независимых, где не было жюри. Появление каждой его картины критика встречала насмешками и издевательствами.
Салон независимых – ежегодная независимая художественная выставка, рассчитанная на широкую аудиторию, которая проходит в Париже. Он был создан в ответ на жесткий традиционализм официального салона,
... Читать дальше »
Александр Евгеньевич Яковлев (1887-1938) и Василий Иванович Шухаев (1887-1973). Арлекин и Пьеро. 1914 (закончена В. И. Шухаевым в 1962).
"На Капри нам пришла в голову мысль написать свой автопортрет в костюмах Пьеро и Арлекина. Надо сказать, что в 1911 году мы как-то забрели в театр Мейерхольда "Дом интермедий" на Галерной улице в доме Шебеко. Нам так понравилось все, что там показывалось, что мы сделались ежевечерними посетителями этого театра - перезнакомились с артистами, с самим Мейерхольдом.
Как-то случилось, заболел артист, исполнявший роль Арлекина в пантомиме "Шарф Коломбины". В шутку предложили Яковлеву сыграть эту роль. На
... Читать дальше »
Монотипией называют или вид станковой графики, или вид эстампа, получаемый в единственном экземпляре с печатной формы, которой служит гладкая металлическая доска, а изображение выполняется печатной краской для каждого оттиска заново. Под большим давлением на станке (обычно офортном) изображение "оттискивается" на чистый лист увлажненной бумаги. Затем оттиск просушивают под прессом между слоями картона и бумаги.
Спрашивается, есть ли смысл выполнять работу на металлической доске, а затем изображение с нее переносить на бумагу посредством станка? Не лучше ли сразу выполнить изображение на холсте или бумаге?
В 1926 году , во время сильного паводка на Москве-реке, прохожие Замоскворечья с любопытством останавливались около высокой русоголовой девочки с большим блокнотом в руках. Московская школьница Ксана Купецио быстрыми, но еще не уверенными штрихами набрасывала карандашом затопленные улицы, работу лодочников, отражение домов в холодной черной воде.
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953). Проект уличного киоска. 1924.
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953), русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда.
Владимир Евграфович Татлин (1885-1953). Башня III Интернационала.
Пятнадцатилетним подростком убежав из дому, Татлин устроился юнгой на пароход и побывал в Стамбуле. Затем, до поступления в Пензенско
... Читать дальше »
В. И. Суриков (1848-1916). Утро стрелецкой казни. 1881.
"Утро стрелецкой казни" - первая значительная работа Сурикова. Сибиряк по происхождению, с детства соприкасающийся с патриархальным укладом жизни и наблюдавший воочию допетровский быт, Суриков был прирожденным историческим живописцем, для которого прошлое являлось не воспоминанием, а вполне живой реальностью. Непрерывный и неумолимый ход истории, независимый от воли и желания людей, само историческое время является героем ранних картин Сурикова.
Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946). Привал комедиантов. 1914.
Театральная студия была главной и определяющей в творчестве Сергея Судейкина. Младший мирискусник, он начал свою творческую деятельность с участия в выставке "Алая роза" (1904, Саратов) и оформления спектаклей Всеволода Мейерхольда в московском экспериментальном Театре-студии на Поварской (1905).
Итальянская commedia dell'arte в его глазах была квинтэссенцией театральности; его художническое воображение надолго было покорено ее масками и персонажами. Особая "кукольная стилистика" определяла, однако, не только сценографию Судейкина –
... Читать дальше »