09:38
В. И. Суриков, русский художник–хранитель грандиозных событий истории


В. И. Суриков (1848-1916). Утро стрелецкой казни. 1881.

"Утро стрелецкой казни" - первая значительная работа Сурикова. Сибиряк по происхождению, с детства соприкасающийся с патриархальным укладом жизни и наблюдавший воочию допетровский быт, Суриков был прирожденным историческим живописцем, для которого прошлое являлось  не воспоминанием, а вполне живой реальностью. Непрерывный и неумолимый ход истории, независимый от воли и желания людей, само историческое время является героем ранних картин Сурикова.


В. И. Суриков (1848-1916).

Картина "Меншиков в Березове" была завершена два года спустя после "Утра стрелецкой казни" Если в "Утре стрелецкой казни" побеждает Петр I, то в картине "Меншиков в Березове" изображен опальный сподвижник Петра, "полудержавный властелин", вырванный поворотом исторического колеса из привычных жизненных обстоятельств. Меншиков был сослан в 1728 году; к тому времени всесильный временщик сумел нажить немало врагов. Его выслали, по свидетельству историков, "с особенными приемами жестокости и дикого зверства", он был лишен всего имущества и вынужден был уехать, "не имея даже лишнего белья для перемены". Ослепшая от слез жена Меншикова умерла в дороге, сам же Меншиков был водворен в Березов, глухую сибирскую деревню близ Тобольска, где и скончался в 1729 году. Его могила была размыта бурной рекой.


В. И. Суриков (1848-1916). Меншиков в Березове. 1883.

В картине Меншиков изображен сидящим в промерзлой избе (собственноручно им срубленной) в окружении своих детей – сына Александра и дочерей Александры и Марии. Вопреки историческим свидетельствам, с которыми Суриков был знаком, художник изображает младшую дочь Меншикова в парчовом платье и нарядном полушубке, расшитое золотом одеяние угадывается и под черной шубой Марии, на пальце самого князя – драгоценный перстень. Все эти детали, как отзвуки прежней роскошной жизни, внушают впечатление необычности судьбы героев картины.


В. И. Суриков (1848-1916). Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895.

И. Н. Крамской с недоумением говорил Сурикову, что если его Меншиков встанет, то проломит головой раму картины. Меншикову действительно "тесно" в этом темном, неуютном, замкнутом пространстве. Он оказался здесь случайно и словно ждет своего часа, еще одного поворота истории, раз уже вознесшего его, крепостного холопа, на вершину власти.

"Русские художники"

Категория: Живопись/Иллюстрация | Просмотров: 32 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Суриков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar