13:31 А. П. Антропов (1716–1795), выдающийся русский художник, мастер светского портрета | |
При Елизавете выдвинулся целый ряд русских художников еще до основания Академии художеств. Появление их свидетельствует о подъеме русской культуры в 40-х и в 50-х годах XVIII века. Среди этих художников елизаветинского времени – Алексей Петрович Антропов (1716–1795). Об этом выдающемся художнике, по словам Александра Бенуа, мы имеем "сбивчивое представление".
Антропов был далеко не заурядной личностью. Его главной заслугой следует считать основание – в противовес казенной Академии – собственной школы живописи, из которой вышел один из величайших русских художников – Д. Г. Левицкий. От Левицкого сохранились до нашего времени воспоминания об Антропове, как о человеке независимом, гнушавшемся официального художественного мира и предостерегавшем своего молодого ученика от "пагубного влияния Академии".
В пользу же Антропова говорит и та гибкость, с которой, увлекшись искусством графа Ротари, приехавшего в Россию в 1756 году, когда Антропову было уже сорок лет, он заимствовал и усвоил себе твердую и ясную манеру знаменитого итальянского художника.
Поколению Антропова, художникам середины XVIII века предстояло сыграть переходную и связующую роль между первыми русскими живописцами европейского толка и блестящими портретистами конца столетия.
Вторым его учителем был итальянец Пьетро Ротари – уже когда Антропов мог считать себя сложившимся художником, он вновь стал учеником: два года "для распространения наилучшего художества самоизвольно находился на своем коште при знатном художнике Ротарии". В свою очередь Ротари считал Антропова лучшим русским живописцем, и иногда они одновременно писали одну и ту же модель.
Портрет статс-дамы Измайловой обладает всеми чертами сложившегося стиля. Погрудное изображение пожилой придворной дамы статично, внимание сосредоточено на немолодом обрюзгшем лице бывшей красавицы, написанном объективно и беспристрастно – не скрыты ни следы безжалостного времени, ни живой и проницательный взгляд, ни недюжинная индивидуальность. Это образ, полный внутренней силы и ясности; художник не умеет передать душевного движения, но способен показать жизненную определенность характера. Архаичность композиции искупается разнообразной и уверенной манерой письма и звучанием интенсивного, хорошо сгармонизированного цвета.
Персонажи антроповских портретов не отличаются духовной сложностью и противоречивостью, и написаны они без утонченной изощренности. Художник остался верным своей манере и тогда, когда рядом уже работали младшие его современники. Источники: Александр Бенуа - "Русская школа живописи", "Русские художники" | |
|
Всего комментариев: 0 | |