09:28 Театральный художник Судейкин Сергей Юрьевич, мастер театрализации жизни в своих картинах | |
Театральная студия была главной и определяющей в творчестве Сергея Судейкина. Младший мирискусник, он начал свою творческую деятельность с участия в выставке "Алая роза" (1904, Саратов) и оформления спектаклей Всеволода Мейерхольда в московском экспериментальном Театре-студии на Поварской (1905). Итальянская commedia dell'arte в его глазах была квинтэссенцией театральности; его художническое воображение надолго было покорено ее масками и персонажами. Особая "кукольная стилистика" определяла, однако, не только сценографию Судейкина – в своей станковой живописи он с успехом культивировал сходные сюжеты.
Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946). Саксонские фигурки. 1911. Театрализация жизни, стирание граней между сценой и бытом, реальностью и вымыслом, столь существенные для умонастроения людей "серебряного века" русской культуры, определили нешутейный смысл декоративных судейкинских жанров с их жутковатой подчас подменой одушевленного – неодушевленным, лица – маской.
В "Венецианских куклах" художник виртуозно ведет эту игру. Холодный синий антураж, по контрасту с которым нежно пламенеют теплые цвета театральных нарядов, кажется то ли декорацией, то ли изображением старинного парка, залитого лунным светом. На этом фоне развертывается некая театральная сценка, исполняемая привычными масками итальянской комедии, вечной кокетливой Коломбиной и предприимчивым Арлекино; их жеманные жесты могут принадлежать как марионеткам, так и реальным актерам.
Тонкая красочность, декоративность, изящная грациозность, игривость – умильные черты кукольного спектакля с его "невсамделишностью" – тем не менее, обнаруживают столь любимую Судейкиным пугающую двойственность, когда в неживом проглядывает живое, а за обликом человека скрывается хитроумно сконструированная кукла-автомат. "Русские художники" | |
|
Всего комментариев: 0 | |