Франц фон Штук . Титульный лист журнала "Югенд". № 28. 1897.
Столица Баварии, Мюнхен, – колыбель немецкого модерна. Здесь журналист и издатель Георг Хирт основал журнал "Югенд" (юность), Мюнхенский еженедельник искусства и жизни, давший название новому немецкому стилю – Югендстиль. Журнал издавался с 1896 года.
Журнал «Югенд» не только активно популяризировал новые тенденции, но был по-новому оформлен. Новым было и то, что каждую неделю менялся красочный титульный лист, который был в известной мере обложкой и плакатом одновременно. Уже таким способом журнал демонстрировал присущий ему темп, с которым он откликался на актуальные проблемы политической и культурной жизни.
Особенно поражающей была типографика тетрадей, быстрая смена текста и иллюстраций, кажущаяся неоднородность оформления страниц. Сам шрифтовой титул журнала был не фиксирован а, наоборот, в каждой тетради демонстрировалась другая буквенная
композиция.
Франц фон Штук. Автопортрет в мастерской. 1905.
Франц фон Штук (1863—1928) — крупнейший мастер немецкого модерна. «Князь живописи» — так называли его современники. Трудно было найти на рубеже XIX и XX веков художника, выступающего против косности, как в искусстве, так и в жизни, который пользовался бы такой популярностью. Стремление Штука сделать всю свою жизнь искусством описал Александр Бенуа, вспоминая свою первую встречу с художником в 1896 году: «Блиставший аполлоническим блеском,точно озаренный ореолом славы, красавец, пожиратель женских сердец, Штук вышел по-театральному одетый в бархат, держа в левой руке палитру, с которой текли необычайно яркие колеры на роскошный мозаичный пол его новехонькой виллы».
Произведения Франца фон Штука зачастую имели скандальную известность. Скандальность заключалась в языческом преклонении перед женским телесным воплощением и эротическим подтекстом.
Франц фон Штук. Саломея. 1906.
В «Саломее», написанной на известный библейский сюжет, дочь Иродиады — роковая женщина, воплощающая в себе идею губительной страсти.
Танцующая Саломея показана на фоне темно-синего ночного неба с мириадами мерцающих золотых звезд.
Франц фон Штук. Грех. Ок. 1893.
В картине «Грех» злую притягательную силу олицетворяет собой огромная змея, обвившаяся вокруг обнаженного торса женщины и положившая свою страшную голову ей на плечо.
Художник создает гипнотизирующие образы змея-искусителя и порока в женском воплощении. В обеих картинах преобладают темные краски, они как будто передают состояние души, когда, говоря словами испанского художникв Франсиско Гойи с его своеобразным стилем работ, «сон разума рождает чудовищ», когда человеком овладевают низменные чувства, не поддающиеся разуму и потому несущие смерть.
Франц фон Штук. Скерцо. 1909.
Многие картины Штука отмечены влиянием Фридриха Ницше, его идеей о сверхчеловеке. Оказало ницшеанство влияние и на интерпретацию художником античных сюжетов.
Франц фон Штук. Танцовщица.
В ранних произведениях художник уделял большое внимание передаче пластики фигур, натурному наблюдению при всей призрачности изображаемого им мира. В поздних работах стихия живописной материи одерживает победу над формой, утрачивающей свою определенность. Но одновременно в его работах возрастает роль четкого и гибкого контура, всегда игравшего значительную роль в живописи мастеров символизма и модерна.
Франц фон Штук. Портрет дочери Мари.
Для художников модерна было свойственно работать в разных областях искусства. Франц фон Штук не был исключением, он всегда мечтал преобразовать жизнь средствами искусства. Он пробовал себя и в скульптуре, и в декоративно-прикладном искусстве, и в архитектуре. Также большое значение в его творчестве имеют графические работы, так как Югенд-стиль наиболее ярко проявил себя именно в графике.
Франц фон Штук. Афина Паллада. 1889.
Чувство гармонии линии тонко передают рисунки художника, а также его известные плакаты для выставок Мюнхенского Сецессиона с изображением Афины Паллады, которая стала популярным символом этого объединения.
Франц фон Штук. Плакат Мюнхенского Сецессиона. Ок. 1898-1900.
Любовь к декоративному украшению своих произведений, рукотворности, характерной для мастеров модерна, также проявилась в привычке художника изготавливать рамы для собственных полотен.
Франц фон Штук. Обложка журнала "Пан". 1895
Библиофильский журнал, названный по имени древнегреческого бога плодородия и изобилия, был основан в Берлине в 1895 году поэтом Отто Юлиусом Бирбаумом и историком искусства Юлиусом Мейером-Греффе, пропагандировавшим достижения современного французского искусства. Типографика журнала была проста и эстетична. К первым номерам роскошного журнала
прилагались листы с оригинальной графикой, выполненной на японской бумаге высшего качества.
"Искусство модерна"
|