13:52 Ф. Я. Алексеев (1753–1824), крупнейший мастер русской "ведуты" | |
Федор Яковлевич Алексеев ((1753–1824) – один из лучших мастеров всей русской школы.
Алексеев – первый русский мастер городского пейзажа и поэт северной столицы. Его петербургские виды пленяют тонкой живописной разработкой световоздушной перспективы, серебристым колоритом, умением найти красивые и характерные панорамы.
В 1800 году Алексеев был командирован в Москву "для снятия видов". Пробыв там полтора года, художник возвратился в Петербург "с богатой портфелью, которая до самой кончины его служила ему неисчерпаемым источником занятий и удовольствий и доставляла ему большие выгоды, ибо, едва успевал он писать московские виды, как находил на них охотников", – свидетельствовал биограф художника Павел Свиньин.
В свою очередь Александр Бенуа писал: – "Гораздо слабее масса его видов Москвы и Крыма. Алексеев, воспитавшийся на архитектурных формах классического Запада, заимствовавший свою благородную, несколько монотонную палитру у Беллотто, Робера и Гварди, – был сбит с толку в пестрой, вычурной Москве и под ярким солнцем юга. Так, Москве он сообщил, в духе своего времени, – характер романтического "готического" города".
Тем не менее и в этих произведениях Алексеев стоит выше всех своих русских собратьев и даже лучше заезжих иностранцев вроде Патерсена и Дамама. И в этих картинах отразился его истинно художественный темперамент, его чувство краски, его большое техническое знание. Особую прелесть его картинам придают оживляющие их фигуры. Алексеев любил в них подмечать разные бытовые особенности, и эта черта сообщает его картинам большой исторический интерес.
В 1810-1811 годах Федор Алексеев вместе со своим учеником Максимом Воробьевым совершил еще одну поездку в Москву, а также Орел и Воронеж. Серия московских видов пополнилась новыми картинами.
Если в петербургских видах Алексеева доминировала Нева, то московские сцены во всем их разнообразии тяготели к главному "герою" в топографии древней столицы – Кремлю. Широкие и свободные панорамы Петербурга сменяются изображениями соборов, башен, разновысокой и тесной застройки старого города.
Среди шедевров Алексеева на первом плане стоит первоклассная картина "Набережная Невы", исполненная в сочных и густых красках, с необычайным, даже для западного искусства, мастерством, в удивительно колоритной гамме. По ней видно, что Алексеев немало изучал лучших пейзажистов своего времени Б. Беллотто и Гюбер Робера, что подтверждают многочисленные превосходные копии его с этих мастеров. Александр Бенуа. "Русская школа живописи" | |
|
Всего комментариев: 0 | |