Алексей Бельский (1729-1796). Архитектурный вид. 1780.
Алексей Иванович Бельский (1729 (?)-1796), русский художник из династии Бельских, известных русских живописцев XVIII века; академик Императорской Академии художеств; ученик Перезинотти, показал высокий уровень художественно-технического образования в елизаветинские времена. Он принимал учвстие в декорировании растреллиевской части Царскосельского дворца.
Алекс
...
Читать дальше »
|
Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Возчики камней. Около 1620 года.
Пейзаж был для Рубенса тем, что определено как «великий образ нашей матери-природы в ее целостном величии». На его полотне Земля совершает свой кругооборот: справа солнце скрывается за холмами, слева восходящая луна отражается в зеркале пруда. Кажется, что возчики камней героически преодолевают сопротивление вздымающихся перед ними скал, а «одушевленные» деревья сопереживают развертывающуюся перед ними драму.
...
Читать дальше »
|
В. А. Серов (1865 - 1911). Портрет Марии Акимовой. 1908 год.
Национальная галерея Армении. Ереван.
В кресле, опершись рукой на валик, сидит женщина. У неё красивое, одухотворённое лицо с чудными глазами, чёрные волосы. Поражают контрасты этого плотна: синий валик кресла, блеск драгоценностей, палевое платье модели, ярко-красная, словно пропитанная кровью, подушка.
Эти контрасты привели в недоумение К. Коровина:
– Эх, Антоша, – сказал он, – дал бы ты мне написать эту подушку, совсем другое было бы дело.
На что Серов, смеясь, ответил:
– Подушку, наверное, я написал хуже тебя, а ты вот мне так лиц
...
Читать дальше »
|
В.А. Серов (1865-1911). Баба с лошадью. 1898
Удивительна история создания этой картины. "Был брошен клич по деревням" для проведения, как бы сейчас сказали, кастинга, чтобы художник выбрал крестьянскую девушку, соответствующую его творческому замыслу. Можно себе представить, какой случился переполох среди окрестных молодых женщин!
Выдающийся мастер карандашного рисунка, Серов превосходно владел и самыми разнообразными техниками цветной графики - сангиной, акварелью, пастелью. В таких техниках исполнено большинство пейзажей и деревенских жанровых сцен Серова конца 1880-1890-х годов. Многие из них навеяны впечатлениями, связанными
...
Читать дальше »
|
И. Репин. В одиночном заключении
С картиной "В одиночном заключении" советские зрители познакомились в 1957 году на проходившей в то время в Москве выставке произведений И.Е. Репина.
Полотно, принадлежащее Национальной галерее в Праге, было написано художником в 80-е годы прошлого века [XIX в.] - пору наивысшего подъема его творчества, когда был создан цикл картин, посвященных революционной борьбе народников. Репин горячо верил в них, а их жизнь, "...трепещущую добром,.. свободой и борьбой против неправды, насилия, эксплуатации и всех предрассудков". Вера художника в благородный подвиг народничества особенно страс
...
Читать дальше »
|
Е.А. Малеина. Лепешки
Мир этот ярок и многообразен. Здесь и природа, и люди, и плоды, и фрукты, и, наконец, хлеб - как итог человеческих усилий, символ жизненного благополучия.
Труд в представлении художницы является главным призванием человека, залогом его физического и духовного здоровья.
Худ. Е.А. Малеина
Она и сама любит работу, и не только связанную с холстами и красками. Даже повседневные заботы по дому. Все-таки муж, дв
...
Читать дальше »
|
Разлив. Худ. Н. Хан
Здание Московского гос.университета им. М.В. Ломоносова на Моховой улице. Худ. А. Ромодановская
Буйный ветер. Худ. А. Рылов. 1916 г. Днепропетровский гос.худ.музей
...
Читать дальше »
|
Ксения Успенская (1922 — 2019). «Не взяли на рыбалку»
Ксения Николаевна Успенская-Кологривова (1922 — 2019) — советская и российская художница из Воронежа. Член союза художников. Известна как художница портретов, пейзажей и натюрмортов. Однако самая известная картина художницы, о которой вы сегодня узнаете, относится к жанровой живописи.
Картина «Не взяли на рыбалку» была написана Ксенией Успенской в 1955 году. Стала самой известной работой художницы. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Удивительная по своей глубине и трогательности картина просто не может не трон
...
Читать дальше »
|
А. Рылов. Тихое озеро. 1908
ПРИЗНАНИЕ НАРОДА
"Тихое озеро". Чувство покоя, ни с чем не сравнимой светлой радости, которую доставляет общение с природой, испытываешь, глядя на это удивительно гармоничное полотно...
В 1912 году Рылов пишет большую картину "Лебеди над Камой". Тему, которую художник будет разрабатывать в течение многих лет.
А. Рылов. Лебеди над Камой. 1912
...
Читать дальше »
|
А. А. Рылов. Островок. 1922
КОРНИ
Ушкуйники новгородские в начале XV века далеко на северо-востоке основали городок при впадении реки Хлыновки в Вятку и назвали его Хлыновом.
При царе Алексее Михайловиче стал он называться Вяткой.
Не затерялся в лесах бескрайних городок, и племя вятичей нет-нет да и даст о себе знать не только народу русскому, но и всему миру.
На земле вятской вырос Виктор Васнецов с богатырским своим эпосом и брат его Апполлинарий.
...
Читать дальше »
|
А. А. Рылов. В лесу. 1905
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.
(А. С. Пушкин)
Борис Щербаков
УЧИТЕЛЬ
Далекое лето 1927 года. Близ сельца Ям-Тесова на берегу реки Оредежь стоит хутор. Это невдалеке от Ленинграда, в сторону Луги. В один из ясных, солнечных вечеров всей семьей спускаемся к берегу встречать маленький плоскодонный катерок – "самовар", как его здесь называют. На нем должен прибыть к нам дорогой гость Аркадий Александрович Рылов.
"Самовар" пристает прямо к берегу. Переброшен маленький трап, и все мы, встретив гостя, под
...
Читать дальше »
|
Н. Г. Шильдер (1828-1898). Искушение. 1856.
Эта картина положила начало знаменитой Третьяковской галерее. Молодой Павел Третьяков, решив собирать русскую живопись, поехал в 1856 году в Петербург знакомиться со столичными художниками и их работами. В мастерской Николая Густавовича Шильдера (1828-1898) , тогда еще ученика Академии художеств, коллекционеру понравилась небольшая, только что начатая картина (а возможно, еще эскиз) по названием "Искушение", и он тут же заказал ее для своей будущей галереи.
Скромное по сюжету и художественным достоинствам сентиментальное полотно изображает молодую девушку у постели умирающей м
...
Читать дальше »
|
П. А. Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848.
Эта картина была дебютом Федотова перед русской публикой - она экспонировалась на выставке 1849 года в Академии художеств (тогда картина имела название "Поправка обстоятельств", или "Сватовство") и имела поистине триумфальный успех. Федотов получил за нее звание академика; тем самым казалось оправданным рискованное решение бывшего офицера Финляндского полка, самоучки, не имевшего специального художественного образования, выйти в отставку и целиком посвятить себя живописи.
...
Читать дальше »
|
Развитие экслибрисного жанра
В домашних библиотеках можно увидеть на внутренней стороне переплета или обложки книг художественно оформленные знаки - экслибрисы (от лат. ex libris - из книг), указывающие на принадлежность данных изданий владельцу библиотеки.
Десятки тысяч экслибрисов созданы художниками-профессионалами и любителями. Разнообразны темы и сюжеты этих графических миниатюр, поскольку в них отражаются профессии, круг увлечений книголюбов, мир литературных героев и т.д. Очень популярны декоративные композиции с цветами.
... "Как не любить мне вас, цветы?" - эту есенинскую строку можно взять эпиграфом к большому разделу экслибрисов, посвященн
...
Читать дальше »
|
С появлением больших частных библиотек все более популярным становится искусство книжного знака, указывающего на владельца библиотеки, которой принадлежит та или иная книга.
В начале второй половины прошлого столетия экслибрис, как самостоятельное произведение графического искусства, все чаще появляется на больших художественных выставках... Советская общественность знакомилась с достижениями как советских, так и зарубежных мастеров книжного знака...
Работы советских графиков - экслибрисистов стали все чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернациональ
...
Читать дальше »
|
Пабло Пикассо «Любовники» 1923 г.
Меценат, московский купец и промышленник (третий из шести братьев) Сергей Щукин стал первым в мире покупателем полотен Пикассо, когда тот еще никем не был признан. В его коллекции оказалась 51 картина этого художника.
В мае 1918 года галерея Щукина была национализирована, а сам Щукин исполнял в галерее обязанности хранителя и экскурсовода. В августе 1918 года эмигрировал в Германию. Покидая Москву, Щукин просил оставить хранителем и библиотекарем своей картинной галереи мужа дочери Екатерины, Михаила Павловича Келлера. Затем переехал во Францию, где и скончался в Париже в 1936 году.
В 1910 году Сергей Иванович
...
Читать дальше »
|
Петр Саввич Уткин (1877 - 1934). Охотники. 1930.
"Для меня нет эпизодов, то есть или все эпизоды - целая жизнь, или их совсем нет. Для художника все содержательно, таинственно и глубоко. Все явления моей жизни не бесследны и потому красивы".
Саратовец Петр Уткин, друг Павла Кузнецова (художник, 1878 - 1968), участник выставок художников-символистов и "Алой" (Саратов, 1904) и "Голубой розы" (Москва, 1907), остался на всю жизнь голуборозовцем - элегически-нежным живописным мечтателем, с тонким чувством ритма и цвета, лирически чувствующим природу. Он создал образ "голуборозовской" осени: прозрачной, неяркой, т
...
Читать дальше »
| |