18:56
Зарождающийся модерн в русской архитектуре на рубеже XIX и ХХ вв.


Н. Г. Лазарев. Фрагмент фасада доходного дома. Москва. 1900-е.

 

Новый художественный стиль в России формировался на рубеже XIX и ХХ веков. Важнейшую роль в становлении русского модерна сыграло творчество художников группы "Мир искусства", настойчиво утверждавших эстетизм, близкий по духу европейскому символизму второй половины XIX века. Но все же определяющим для модерна в России оказывается обращение к истокам славянской и православной культуры, русскому Средневековью - это движение к "русскому стилю".

 


Ф. И. Лидваль. Деталь главного фасада доходного дома Лидвалей. Санкт-Петербург. 1899-1904.

 

Модерн в русской архитектуре формируется в двух столицах и несет черты этих двух  стилевых центров: петербургского и московского. В архитектуре модерна существовали лидеры с ярко выраженным творческим началом, высоко ценимые авторитеты, чьи идеи привлекали, становились многим близки, подхватывались  и по-новому переосмысливались. Так, произведения Ф. И. Лидваля и Ф. О. Шехтеля даже, по мнению современников, определили тенденции развития нового стиля. Различие двух направлений состояло в форме и способе воплощения идей: для Москвы были характерны широта и радикальность самовыражения, для Петербурга - сдержанность чувств. В результате сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них - "русский стиль", когда в поисках монументальной простоты архитектуры обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другое - "русский северный модерн".


Главные внешние приметы архитектуры "северного модерна" - с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финляндским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тесанным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной  штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны.

 


Ф. О. Шехтель. Фонарь парадной лестницы в особняке А. И. Дерожинской. Москва. 1901-1902.

 

Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна московской школы, был Федор Шехтель (1859-1926). Он шел  к модерну через творческое переосмысление архитектуры эклектики, в частности, неоготики. С 1900-х годов он становится убежденным сторонником модерна, создавая многочисленные произведения, отличающиеся ясностью пластического решения и рациональностью образа; они воплощают сущность новой архитектуры. Самым характерным произведением Ф. О. Шехтеля в стиле модерн признан особняк С. П. Рябушинского, явившийся своеобразным "архитектурным манифестом", провозгласившим новый стиль.

 


Ф. О. Шехтель. Парадная лестница в особняке С. П. Рябушинского. Москва. 1900-1902.

 

Лестница, которая состоит из перетекающих одна в одну как бы взвихренных пластичных форм, придает интерьеру динамизм и экспрессию. Тема волн, морской стихии была очень популярна и в модерне, и в поэзии символизма. использование мрамора, полированного цветного камня, лепнины, майолики, цветной штукатурки и бронзовых ручек дверей в виде изгибающихся ветвей создает причудливую атмосферу восточной сказки.
Эпоха модерна завершила движение европейского искусства, импульс которому был дан итальянским Возрождением. Не случайно эпоху Серебряного века в России называют русским Ренессансом. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить подражание искусству прошедших эпох, явился первым искусственным стилем, возникшим благодаря сознательной воле  и энергии передовых деятелей искусства и культуры Европы.

 


Ф. О. Шехтель. Москва. Ярославский вокзал. 1900-1902.

 

Это здание - пример национально-романтического направления модерна. Архитектор воспользовался характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разных по формам и масштабу построек. Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные навесы и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему  черты уникальности и ощутимого влияния северного народного зодчества.

"Искусство модерна"
Е. Шамрай, Я. Пундик

Категория: Искусство модерна | Просмотров: 25 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: модерн в архитектуре, Лазарев Н. Г, Лидваль Ф. И, Шехтель Ф. О | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar