18:56 Зарождающийся модерн в русской архитектуре на рубеже XIX и ХХ вв. | |
Новый художественный стиль в России формировался на рубеже XIX и ХХ веков. Важнейшую роль в становлении русского модерна сыграло творчество художников группы "Мир искусства", настойчиво утверждавших эстетизм, близкий по духу европейскому символизму второй половины XIX века. Но все же определяющим для модерна в России оказывается обращение к истокам славянской и православной культуры, русскому Средневековью - это движение к "русскому стилю".
Модерн в русской архитектуре формируется в двух столицах и несет черты этих двух стилевых центров: петербургского и московского. В архитектуре модерна существовали лидеры с ярко выраженным творческим началом, высоко ценимые авторитеты, чьи идеи привлекали, становились многим близки, подхватывались и по-новому переосмысливались. Так, произведения Ф. И. Лидваля и Ф. О. Шехтеля даже, по мнению современников, определили тенденции развития нового стиля. Различие двух направлений состояло в форме и способе воплощения идей: для Москвы были характерны широта и радикальность самовыражения, для Петербурга - сдержанность чувств. В результате сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них - "русский стиль", когда в поисках монументальной простоты архитектуры обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другое - "русский северный модерн".
Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна московской школы, был Федор Шехтель (1859-1926). Он шел к модерну через творческое переосмысление архитектуры эклектики, в частности, неоготики. С 1900-х годов он становится убежденным сторонником модерна, создавая многочисленные произведения, отличающиеся ясностью пластического решения и рациональностью образа; они воплощают сущность новой архитектуры. Самым характерным произведением Ф. О. Шехтеля в стиле модерн признан особняк С. П. Рябушинского, явившийся своеобразным "архитектурным манифестом", провозгласившим новый стиль.
Лестница, которая состоит из перетекающих одна в одну как бы взвихренных пластичных форм, придает интерьеру динамизм и экспрессию. Тема волн, морской стихии была очень популярна и в модерне, и в поэзии символизма. использование мрамора, полированного цветного камня, лепнины, майолики, цветной штукатурки и бронзовых ручек дверей в виде изгибающихся ветвей создает причудливую атмосферу восточной сказки.
Это здание - пример национально-романтического направления модерна. Архитектор воспользовался характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разных по формам и масштабу построек. Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные навесы и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты уникальности и ощутимого влияния северного народного зодчества. | |
|
Всего комментариев: 0 | |