10:56
"Беспредмет­ные" картины четы художников–авангардистов Александра Родченко и Варвары Степановой


В. Ф. Степанова (1894–1958). Три фигуры. 1921.

Союз Александра Родченко (1891–1956) и Варвары Степановой (1894–1958) обогатил обоих художников, укрепил их творчес­кие позиции. Пути в искусстве двух одаренных мас­теров были тесно связаны, однако самостоятель­ность каждого придавала глубокую индивидуаль­ность их произведениям. 

 
Степанова Варвара Фёдоровна ("Варст") - советская художница–авангардистка. Иллюстрация к статье Валерия Рублёва. 
https://yavarda.ru/varvarastepanova.html

В. Ф. Степанову – как и А. М. Родчен­ко – интересовали возможности и потенции бес­предметной живописи, но в отличие от работ мужа ее абстрагированные композиции основой своей имели пластику человеческой фигуры. 

 


В. Ф. Степанова (1894–1958). 

 

В 1919 году она приступила к созданию большой живописной и графической серии "Фигуры" – антропоморфные  черты ее конструктивно–геометрических изображе­ний, сложенных из кругов, прямоугольников, треу­гольников, линий, напоминали об истоках изобра­зительного искусства, фигурках схематизирован­ных человечков в рисунках первобытных людей, детском творчестве, работах наивных художников. 

 


В. Ф. Степанова (1894–1958). Здание Моссельпрома. 1925.

 

Сознательная примитивизация, сведение к услов­но–обобщенным формам совмещались в цикле Варвары Степановой с темпераментной экспрессией движения, жеста; в хорошо продуманном контрасте с упро­щенными условными персонажами находилось ко­лористическое решение холстов – со сложными цветовыми переходами насыщенных, темных цве­тов, живой сочной кладкой краски, энергичным размашистым письмом.

 

В. Ф. Степанова (1894–1958). Две фигуры на красном фоне. 1920.

 

В картине "Две фигуры на красном фоне" изображение и фон словно сконструированы из правильных геометрических элементов, отформованных из плотной цветовой материи. «Человеческое измере­ние» абстрагированных композиций Степановой из цикла "Фигуры" предвещало ее смелые простые проекты нового дизайна театральной и бытовой одежды, к которому обратилась художница с нача­ла 1920-х годов.



Фото Александра Михайловича Родченко. 1947.

 

Александр Родченко, равно как и его верная единомышленница и жена Варвара Степанова, проявил свой дар во многих сферах искусства: он был живо­писцем, графиком, декоратором, дизайнером, поли­графистом, фотографом – универсальность деятель­ности сближала его с мастерами Ренессанса. Ради­кальное пересоздание мира, созидание нового искус­ства в новом обществе – таким он видел смысл своей работы. 
"Будущее - единственная наша цель", – про­возгласила художническая чета в 1919 году. Живопись главенствовала у Родченко на первом эта­пе его художественной биографии, исполняя роль своеобразной лаборатории для экспериментирования с плоскостью, линией, цветом, фактурой. 

 


А. М. Родчен­ко (1891–1956). 

 

Беспредмет­ные его картины родились под влиянием супремати­ческих  идей Малевича, считавшего вершиной живо­писи композиции со строгими геометрическими фи­гурами, парящими в невесомости в белом безграничном пространстве. Но вскоре индивидуальность Род­ченко увлекла его на путь, диаметрально противопо­ложный метафизической абстрагированности супре­матизма. 

 


А. М. Родчен­ко (1891–1956). 

 

Земное делание, конструирование новых предметов, новых вещей превратилось для него в са­мую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструк­тивизма, кристаллизовавшегося в начале 1920-х годов в самостоятельное направление в русском авангарде. Опыт беспредметной живописи лег прочным фунда­ментом под формотворческие эксперименты, кото­рыми было столь богато творчество Александра Родченко. 

 


А. М. Родчен­ко (1891–1956). Беспредметная композиция N 68 (Натюрморт). 1918.


"Беспредметная композиция N 68" входила в серию "Концентрация цвета", над которой художник работал в 1918 году. Влияние супрематизма еще ощутимо в использовании белого фона, однако в отличие от " белой бездны"  Малевича фон превращен Александром Родченко в напряженное пространство, включенное во взаи­модействие с концентрическими окружностями и кругами – разбеленные ободки, окаймляющие оранжевый и черный круги, служат как бы грани­цей, указывающей на взаимопроникновение двух цветовых сред. Мастер ведет виртуозную пластичес­кую игру, сочетая наложение, просвечивание кон­центрических элементов, их скольжение параллель­но друг другу –  композиции ассоциировались с пла­вающими цветными сферами, что вызвало сше одно название серии: "Цветовая сфера круга".

Ист. "Русские художники"

 

Категория: Искусство модерна | Просмотров: 69 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Родченко Александр, Степанова Варвара | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar