10:56 "Беспредметные" картины четы художников–авангардистов Александра Родченко и Варвары Степановой | |
Союз Александра Родченко (1891–1956) и Варвары Степановой (1894–1958) обогатил обоих художников, укрепил их творческие позиции. Пути в искусстве двух одаренных мастеров были тесно связаны, однако самостоятельность каждого придавала глубокую индивидуальность их произведениям. В. Ф. Степанову – как и А. М. Родченко – интересовали возможности и потенции беспредметной живописи, но в отличие от работ мужа ее абстрагированные композиции основой своей имели пластику человеческой фигуры.
В 1919 году она приступила к созданию большой живописной и графической серии "Фигуры" – антропоморфные черты ее конструктивно–геометрических изображений, сложенных из кругов, прямоугольников, треугольников, линий, напоминали об истоках изобразительного искусства, фигурках схематизированных человечков в рисунках первобытных людей, детском творчестве, работах наивных художников.
Сознательная примитивизация, сведение к условно–обобщенным формам совмещались в цикле Варвары Степановой с темпераментной экспрессией движения, жеста; в хорошо продуманном контрасте с упрощенными условными персонажами находилось колористическое решение холстов – со сложными цветовыми переходами насыщенных, темных цветов, живой сочной кладкой краски, энергичным размашистым письмом.
В картине "Две фигуры на красном фоне" изображение и фон словно сконструированы из правильных геометрических элементов, отформованных из плотной цветовой материи. «Человеческое измерение» абстрагированных композиций Степановой из цикла "Фигуры" предвещало ее смелые простые проекты нового дизайна театральной и бытовой одежды, к которому обратилась художница с начала 1920-х годов.
Александр Родченко, равно как и его верная единомышленница и жена Варвара Степанова, проявил свой дар во многих сферах искусства: он был живописцем, графиком, декоратором, дизайнером, полиграфистом, фотографом – универсальность деятельности сближала его с мастерами Ренессанса. Радикальное пересоздание мира, созидание нового искусства в новом обществе – таким он видел смысл своей работы.
Беспредметные его картины родились под влиянием супрематических идей Малевича, считавшего вершиной живописи композиции со строгими геометрическими фигурами, парящими в невесомости в белом безграничном пространстве. Но вскоре индивидуальность Родченко увлекла его на путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма.
Земное делание, конструирование новых предметов, новых вещей превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма, кристаллизовавшегося в начале 1920-х годов в самостоятельное направление в русском авангарде. Опыт беспредметной живописи лег прочным фундаментом под формотворческие эксперименты, которыми было столь богато творчество Александра Родченко.
Ист. "Русские художники"
| |
|
Всего комментариев: 0 | |