14:09 РАЗВИТИЕ ЭКСЛИБРИСНОГО ЖАНРА | |
Работы советских графиков - экслибрисистов стали все чаще появляться на зарубежных выставках в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернационального культурного общения художников, искусствоведов и зрителей, стал одним из элементов творческих связей советских и зарубежных графиков. В работах Е. Голяковского, А. Калашникова, Н. Калиты, К. Козловского и других можно отметить оригинальное творческое осмысление образов и символики зарубежной, чаще всего польской, чешской, словацкой или болгарской истории и действительности... Именно этим объясняется активное участие советских графиков в выставке, получившей название "Третья биенале современного экслибриса", состоявшейся в 1967 году. Как и в прошлом (первая выставка происходила в 1963 году, вторая - в 1965), вернисаж состоялся в залах исторического Мальборкского замка, бывшего свидетелем кровавых успехов тевтонского рыцарства и ставшего очевидцем сокрушительного разгрома векового "натиска на Восток". С июня по декабрь выставка была показана в Мальборке, в январе 1968 года экспозиция была переведена в Варшаву, в помещение Национального музея. Организация выставок экслибрисного жанра графического искусства говорит о растущем интересе к книжной графике, книжной культуре, к малым формам графики вообще. А ведь книжная графика и графика малых форм принадлежат к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю видов изобразительного искусства.
Особенно показательно, пожалуй, активное участие в выставке советских экслибрисистов, если учесть, что на Первой биенале Советского Союза вообще не было, а на Второй приняли участие только четыре советских художника. На этот раз в Мальборке и Варшаве показывали свои книжные знаки семь советских художников из трех союзных республик (РСФСР, Литовская ССР, Эстонская ССР), которым принадлежит 129 из 665 выставленных работ. Успех наших мастеров находится в прямой связи с большим подъемом, которое переживает искусство советского экслибриса, и вполне соответствует той заинтересованности, которую проявляет к экслибрису советская общественность. Советские графики выступили в Мальборке с экслибрисами, не столько соответствующими задачам книжного знака как символа принадлежности книги к тому или иному книжному собранию, сколько с художественными произведениями, выполненными в форме книжных знаков и отражающими особенное, художническое отношение графиков к их предполагаемым владельцам. Наряду с такого рода книжными знаками и экслибрисами - "проектами", демонстрировались и чисто экспериментальные экслибрисы, преследующие, в сущности говоря, технические графические задачи. Из советских работ показательны в этом смысле экспериментальные знаки литовского графика В. Кисараускаса, выполненные в сложных или смешанных техниках (цветная линогравюра, отпечатанная как офорт, или офорт с двух досок). Более книжны фигуративные, хотя и с большими элементами условности, прекрасно сочетающие рисунок и шрифт графические композиции литовского художника А. Кмеляускаса. В интересных линогравюрах вильнюсского мастера К. Юодикайтиса чувствуется характерное для искусства советского литовского книжного знака влияние народного искусства. Декоративно красивы тонко выполненные в технике офорта экслибрисы четвертого литовского художника В. Жилюса.
Однако более всего близкими к традициям экслибриса как книжного знака оказались работы двух московских виртуозов штихеля Е. Голяковского и А. Калашникова. Их работы выполнены в свойственной именно московской школе экслибриса технике ксилографии. Умело сочетая изображение и шрифт, избегая излишней красноречивости, создавая плотные и очень красивые композиции, оба москвича, столь отличные друг от друга, сумели создать такие гравюрные миниатюры, которые могут служить графическим украшением книжных собраний. Их опыт показывает, что лирическая взволнованность, как и логическая ясность замысла, мгновенная трепетность первого впечатления и тщательная проработанность образа, напевность и легкость штрихового рисунка наряду с предельной четкостью и определенностью штриховой техники в равной мере могут быть использованы в красивом искусстве книжного знака... В. Королюк. Ист. журнал "Художник", 1968 | |
|
Всего комментариев: 0 | |