14:09
РАЗВИТИЕ ЭКСЛИБРИСНОГО ЖАНРА


С появлением больших частных библиотек все более популярным становится искусство книжного знака, указывающего на владельца библиотеки, которой принадлежит та или иная книга.
В начале второй половины прошлого столетия экслибрис, как самостоятельное произведение графического искусства,  все чаще появляется на больших художественных выставках... Советская общественность знакомилась с достижениями как советских, так и зарубежных мастеров книжного знака...

Работы советских графиков - экслибрисистов  стали все чаще появляться на зарубежных выставках  в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР и других странах. Экслибрис оказался средством интернационального культурного общения художников, искусствоведов и зрителей, стал одним из элементов творческих связей советских и зарубежных графиков. 

В работах  Е. Голяковского, А. Калашникова, Н. Калиты, К. Козловского и других можно отметить оригинальное творческое осмысление образов и символики зарубежной, чаще всего польской, чешской, словацкой или болгарской истории и действительности... Именно этим объясняется активное участие советских графиков в выставке, получившей название "Третья биенале  современного экслибриса", состоявшейся в 1967 году.

Как и в прошлом (первая выставка происходила в 1963 году, вторая - в 1965), вернисаж состоялся в залах исторического Мальборкского замка, бывшего свидетелем кровавых успехов тевтонского рыцарства и ставшего очевидцем сокрушительного разгрома векового "натиска на Восток". С июня по декабрь выставка была показана в Мальборке, в январе 1968 года экспозиция была переведена в Варшаву, в помещение Национального музея.

Организация выставок  экслибрисного жанра графического искусства говорит о растущем  интересе к  книжной графике, книжной культуре, к малым формам графики вообще. А ведь книжная графика  и графика малых форм принадлежат к одним из наиболее массовых и активных, легко находящих дорогу к зрителю видов изобразительного искусства.



Выставка в Мальборке имела  представительный международный характер. На ней демонстрировались работы 50 художников из 11 стран (Австрия, Бельгия, Венгрия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, СССР, Франции, ФРГ, Чехословакия). В отличие от Второй биенале здесь отсутствовали экслибрисы английских и японских художников. Зато гораздо более полно были представлены работы советских и чехословацких графиков. 

Особенно показательно, пожалуй, активное участие в выставке советских экслибрисистов, если учесть, что на Первой биенале Советского Союза вообще не было, а на Второй приняли участие только четыре советских художника. На этот раз в Мальборке и Варшаве показывали свои книжные знаки семь советских художников из трех союзных республик (РСФСР, Литовская ССР, Эстонская ССР), которым принадлежит 129 из 665 выставленных работ.

Успех наших мастеров находится в прямой связи с большим подъемом, которое переживает искусство советского экслибриса, и вполне соответствует той заинтересованности, которую проявляет к экслибрису советская общественность.

Советские графики выступили в Мальборке с экслибрисами, не столько соответствующими задачам книжного знака как символа принадлежности книги к тому или иному книжному собранию, сколько с художественными произведениями, выполненными в форме книжных знаков и отражающими особенное, художническое отношение графиков к их предполагаемым владельцам. 

Наряду с такого рода книжными знаками и экслибрисами - "проектами", демонстрировались и чисто экспериментальные экслибрисы, преследующие, в сущности говоря, технические графические задачи. Из советских работ показательны в этом смысле экспериментальные знаки литовского графика В. Кисараускаса, выполненные в сложных или смешанных техниках (цветная линогравюра, отпечатанная как офорт, или офорт с двух досок). 

Более книжны фигуративные, хотя и с большими элементами условности, прекрасно сочетающие рисунок и шрифт графические композиции литовского художника А. Кмеляускаса. В интересных линогравюрах вильнюсского мастера К. Юодикайтиса чувствуется характерное для искусства советского литовского книжного знака влияние народного искусства. Декоративно красивы тонко выполненные в технике офорта экслибрисы четвертого литовского художника В. Жилюса.



Работы, более близкие экслибрисным традициям выставил Э. Окас. Его свободные и выразительные офортные композиции с умело введенными в конструкцию экслибриса  шрифтовыми элементами красивы и артистичны. Легкость композиции нисколько не мешает ее насыщенности и плотности, а продуманная стройность не влечет за собой сухости или нарочитой красивости.

Однако более всего близкими к традициям экслибриса как книжного знака оказались работы двух московских виртуозов штихеля Е. Голяковского и А. Калашникова. Их работы выполнены в свойственной именно московской школе экслибриса технике ксилографии. Умело сочетая изображение и шрифт, избегая излишней красноречивости, создавая плотные и очень красивые композиции, оба москвича, столь отличные друг от друга, сумели создать такие гравюрные миниатюры, которые могут служить графическим украшением книжных собраний. Их опыт показывает, что лирическая взволнованность, как и логическая ясность замысла, мгновенная трепетность первого впечатления и тщательная проработанность образа, напевность и легкость штрихового рисунка наряду с предельной четкостью и определенностью штриховой техники в равной мере могут быть использованы в красивом искусстве книжного знака...

В. Королюк. Ист. журнал "Художник", 1968     

Категория: Живопись/Иллюстрация | Просмотров: 25 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: книжный знак, экслибрис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar