12:13 ПЕТР САВВИЧ УТКИН (1877–1934), СОЗДАТЕЛЬ "ГОЛУБОРОЗОВОЙ ОСЕНИ" | |
"Для меня нет эпизодов, то есть или все эпизоды - целая жизнь, или их совсем нет. Для художника все содержательно, таинственно и глубоко. Все явления моей жизни не бесследны и потому красивы". Картина строится как бы слоями, параллельными передней плоскости, чередующимися горизонтальными полосами желтого и голубого. Плавной линии высокого откоса вторят линии дороги, по которой бредут два охотника с собакой. На переднем плане, вдоль нижнего края - кайма из желтых, перистых листьев, лежащих на серо-голубой земле. Этот декоративный бордюр может напомнить нам другой - узор из тяжелых дубовых листьев, тянущихся вдоль верхней кромки мусатовского Изумрудного ожерелья. Но если у Борисова-Мусатова (русский художник, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». 1870-1905), фактура этой каймы уподоблена тканому гобелену, то у Уткина ажурный орнамент из прозрачных листьев напоминает снежный узор на окне. Колористический и композиционный центр картины - три дерева с желтой листвой, которую колеблет осенний, какой-то невесомый ветер. Кажется, что фигурки охотников с собакой влекомы этим же ветром: матовые мазки ложатся наклонно, и все пронизано единым плавным движением; человек словно растворяется в природном ритме. Живопись неяркая, разбеленная, напоминающая фресковую - на протяжении более двух десятилетий Уткин оставался верен своей голуборозовской стилистике. На эту небольшую "блеклую" картину можно долго смотреть, погружаясь в нее, проникаясь ее широким, плавным, ненавязчивым ритмом и испытывая то отдохновение, которое может принести прозрачный и тихий осенний день.
Ист. "Русские художники" | |
|
Всего комментариев: 0 | |