17:23
Худ. А. А. Рылов (1870–1939), "искренний и правдивый истолкователь природы" (ч. II)


А. А. Рылов. Островок. 1922

КОРНИ

Ушкуйники новгородские в начале XV века далеко на северо-востоке основали городок при впадении реки Хлыновки в Вятку и назвали его Хлыновом.
При царе Алексее Михайловиче стал он называться Вяткой.


Не затерялся в лесах бескрайних городок, и племя вятичей нет-нет да и даст о себе знать не только народу русскому, но и всему миру.
На земле вятской вырос Виктор Васнецов с богатырским своим эпосом и брат его Апполлинарий.


А.И. Вахрамеев. Портрет художника Рылова А.А. 1918  

Неподалеку от самой Вятки, нынешнего Кирова, в селе Истобенском родился 29 января 1870 года и Аркадий Александрович Рылов, художник, чье светлое имя не будет забыто.


Отец художника, чиновник уездного масштаба, увлекался живописью. Много писал акварелью. Эти несохранившиеся, видимо, любительские упражнения в живописи и были, очевидно, первой встречей с искусством мальчика Рылова. Однако оказать влияние на развитие художественных наклонностей детей он не смог, тяжело заболев, когда Аркадию было всего пять лет. Вскоре он умер.


В отроческом возрасте  Аркадий Александрович с братом завели себе лодку и много времени проводили на воде, уходя даже в далекие путешествия за 350 верст вверх по реке.


А. А. Рылов. Бурный день на Каме. 1918

Впоследствии художник признавался, что эти путешествия, жизнь среди девственной природы, ночевки у костра оказали большое влияние на формирование в нем пейзажиста. Затопленный лес во время весеннего паводка, борьба с разгулявшимся штормовым ветром, шум берез на крутых берегах – все это испытанное и прочувствованное отразилось где-то в подсознании, чтобы потом воплотиться в живопись.


Дружба с молодым телеграфистом А. Н. Юдиным, страстным любителем живописи, совместная работа над этюдами окончательно решили судьбу юноши.

 

ПЕТЕРБУРГ. ГОДЫ УЧЕНИЯ

В 1888 году отчим везет молодых людей в Петербург. После тихого, провинциального городка, где по вечерам зажигаются редкие, тусклые керосиновые фонари, вдруг попасть на Невский проспект, сверкающий огнями электрических и газовых фонарей, с торцовой мостовой, смягчающей цоканье копыт и стук колес бесчисленных экипажей и карет.


Молодые люди поступают в училище Штиглица и с огромным воодушевлением начинают работать.


Дмитрий Балахонов. Старый Петербург.

Однако ему не удается окончить училище. В 1891 году призывают в армию. И здесь все свободные минуты посвящены рисованию. Унтер-офицеру Рылову разрешается держать экзамен  в Академию художеств. Наконец осуществилась давняя мечта. "Таинственный художник", волшебник света, покоривший своим искусством не только русскую публику, Архип Иванович Куинджи принимает Рылова в свою мастерскую, из которой впоследствии вышло немало интересных и своеобразных живописцев.


Сила таланта, самобытность, яркость натуры, отеческое отношение к ученикам покоряют Рылова, он буквально  влюбляется в учителя, и на всю жизнь.


Художник Богаевский вспоминал: "Своих учеников Куинджи учил внимательно работать на этюдах, разрабатывать по возможности все детали. Мы должны были правильно передавать форму предмета, цвет его и отношения – все так, как в природе".


Картиной "Набежали злы татаровья" в ноябре 1897 года Рылов кончает свое художественное образование. Куинджи, считая несправедливым присуждение заграничной поездки только двум из своих учеников, за свой счет везет всех окончивших. Группой в 14 человек они едут в Германию, Австрию, Францию.

 

ИДЕТ, ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ...

Из Парижа прямо в Вятку. "Послушать малиновок переливы", припасть к неоплаканному родному".
Вятка...  Зеленые, поросшие травой улицы. Парус лодки, надутый свежим ветром, остроносая долбленка разрезает грудью белые гребни волн. Остро ощущается тишина, густые, напряженные краски родного северного края.


А. А. Рылов. Догорающий костер

Вскоре появляется картина "Догорающий костер" и с ним вместе большой успех в Петербурге. Третьяков покупает картину  для своей галереи, а ему верили.

На успех художник отвечает еще большей интенсивностью работы, находя в родном краю мотивы и настроение, – "С берегов Вятки" и, наконец, "Рябь".
Картина эта, написанная в первый год века, несет в себе зачатки тех настроений, с которыми Рылов придет в русскую пейзажную живопись как самобытный, оригинальный художник.


А. А. Рылов. С берегов Вятки. 1901

А пришел он с неудержимым стремлением к радости, с удалыми песнями буйного ветра, со стремительным полетом диких лебедей в бескрайнем голубом просторе.


Он пришел со своими друзьями пернатыми, с обитателями родных лесов, зверьем всяческим, которых любил и понимал "как братьев наших меньших". Пришел с любовью ко всему живому, с доброй улыбкой, но без всяких сантиментов, с тревогой и верой в торжество доброго начала в этом  злом и беспокойном мире. Сильный человек борется и побеждает разбушевавшуюся стихию. 


А. А. Рылов. В лодке. Смельчаки. 1914

Пафос этой суровой  борьбы выражен в его "Смельчаках" 1903 года, в суровом, мрачноватом колорите картины. Каждый мин бурная река готова поглотить смельчаков, но они с неутомимой энергией ведут борьбу, и у нас нет сомнений в том, что победа будет за ними.


В течение двух лет велась работа над "Мотивом с березами", и вот наконец настал долгожданный день, когда приходит Куинджи, не забывавший своих воспитанников. Они жили втроем в одной квартире: Рылов, Богаевский, Латри. Куинджи прошел сначала в комнату Богаевского, и вскоре послышался недовольный голос Архипа Ивановича, затем перешедший в крик: "Это не облака, это камни, а камни у вас похожи на подушки. Черт знает, это – декадентство!" 


Аркадий Александрович с замиранием сердца ждал своей участи и был очень удивлен и страшно обрадован, когда учитель похвалил "Мотив с березами!, которому подошедшим Богаевским, с общего одобрения, было дано название "Зеленый шум".


А. Рылов. Зеленый шум. 1904

И пошел с той поры гулять по свету "Зеленый шум", прославляя скромного художника из далекой Вятки, радуя людей веселым шумом берез, буйным ветровым русским раздольем.


Прошумел "Зеленый шум" и в Париже. Автор был избран действительным членом "Осеннего салона", что давало право  выставляться там без жюри.

Борис Щербаков. "Огонек" 1970

Категория: Живопись/Иллюстрация | Просмотров: 24 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Рылов Аркадий Александрович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar