19:33
В. А. СЕРОВ (1865 - 1911). ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА


В. А. Серов (1865 - 1911). Портрет Марии Акимовой. 1908 год.
Национальная галерея Армении. Ереван.
 
В кресле, опершись рукой на валик, сидит женщина. У неё красивое, одухотворённое лицо с чудными глазами, чёрные волосы. Поражают контрасты этого плотна: синий валик кресла, блеск драгоценностей, палевое платье модели, ярко-красная, словно пропитанная кровью, подушка.
 
Эти контрасты привели в недоумение К. Коровина:
– Эх, Антоша, – сказал он, – дал бы ты мне написать эту подушку, совсем другое было бы дело.
На что Серов, смеясь, ответил:
– Подушку, наверное, я написал хуже тебя, а ты вот мне так лицо напиши.
 
Действительно, лицо написано так, что, посмотрев на него, долго его не забудешь. Кто же изображённая на портрете женщина? Какова судьба модели? И почему именно так написал её Серов?
 
…О Марии Николаевне Акимовой (Акимян) «ничего не известно», говорят одни источники, другие утверждают, что «повесть её жизни необычна». Вот некоторые данные о ней.
 
Мария Николаевна родом из небогатой дворянской семьи. В юности познала нужду, лишенья. Полюбила студента из разночинцев, и он любил её. Но родители выдали Марию Николаевну за богача-коннозаводчика. Жену он любил страстно, но ещё больше любил карты, игру. И однажды за ночь просадил всё своё состояние. Утром нашли его труп в реке: решил ли проигравшийся искупаться и утонул, или бросился в воду сам, или что ещё похуже… – так и осталось невыясненным.
 
На несчастную вдову хищной стаей набросились кредиторы, ростовщики – и от распродажи городских домов, поместий, заводов мужа ей не досталось ни копейки. Снова нужда, бедность. Через несколько лет Мария Николаевна познакомилась с южным помещиком, человеком умным, любителем искусств, собравшим большую коллекцию произведений русских и зарубежных художников. 

Красота молодой женщины поразила его, он полюбил её. Но жениться на ней не мог – уже был женат на нелюбимой женщине, за которую взял огромное приданое и, в случае развода, не получал ничего. Продав несколько полотен из своей коллекции, он выручил немалые деньги и подарил их Марии Николаевне, обеспечив ей вполне сносную жизнь. Они поженились, когда умерла жена помещика.
 
Серов писал портрет М. А. Акимовой в 1908 году, в тот период, когда все её тревоги и несчастья остались позади, минувшие воспоминания улетели-растворились, как дурной сон. Она была счастлива. Но жить Марии Николаевне оставалось немного: резкие повороты судьбы, переживания, частые болезни сломили её силы. Вскоре она умерла.
 
Видно, с каким увлечением писал Серов портрет Марии Николаевны. И живописные контрасты на полотне – это словно отражение её тяжелой, противоречивой судьбы.
 
В конце 1908 года портрет экспонировался на выставке «Союза русских художников». Он поразил современников: «Голова написана так, как Серову редко удавалось» (И. Э. Грабарь); 

«Снова в портрете индивидуальность самого изображенного лица. В бледном личике с чертами грузинского или армянского типа есть что-то, дающее целую повесть о женской жизни» (С. С. Голоушев); 

«За прекрасно написанным лицом, в котором так просто разрешены технические трудности, чувствуется нервная, немного уставшая душа современной женщины. Долго не отходишь от портрета, манит он своей глубиной» (Ю. Д. Гуров); 

«Портрет г-жи Акимовой прямо изумителен по красиво, легко и художественно решённой красочной задаче. Серов – мастер громадного художественного значения, гордость, слава и надежда русского живописного искусства» (Лазаревский); 

«Это шедевр кисти Серова. На мой взгляд, – лучшее свидетельство постоянного роста этого художника и лучшая, наиболее «радости» дающая вещь всех выставок этого года» (Миклашевский). Какими же средствами добился такого результата художник? – вопрошает критик.
 
Серов реалистически передаёт то, что видит. Но это реализм, далеко ушедший от «реализма» передвижников: у Серова есть и «толкование» натуры, и художественный субъективизм. «Если вы вглядитесь и вникните в нежную живопись этого лица, вы увидите не только импрессионизм (передача мерцания натуры, подчёркивание цветовых контрастов, примат впечатления), вы найдёте и стилизацию в тонах и линиях, подчёркнутое выявление именно этого характера, как он запечатлевается в душе художника. Всё это есть, но всё это применено с таким чувством меры, с изящной скромностью, с подлинным художественным целомудрием, без дешёвых эффектов, без выкриков, без модничанья».
 
Источник текста

Категория: Живопись. Иллюстрации | Просмотров: 63 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Серов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar