16:38
КАРТИНА НИКОЛАЯ ШИЛЬДЕРА, ПОЛОЖИВШАЯ НАЧАЛО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ


Н. Г. Шильдер  (1828-1898). Искушение. 1856.
 
Эта картина положила начало знаменитой Третьяковской галерее. Молодой Павел Третьяков, решив собирать русскую живопись,  поехал в 1856 году в Петербург знакомиться со столичными художниками и их работами. В мастерской Николая Густавовича Шильдера (1828-1898) , тогда еще ученика Академии художеств, коллекционеру понравилась небольшая, только что начатая картина (а возможно, еще эскиз) по названием "Искушение", и он тут же заказал ее для своей будущей галереи.
 
Скромное по сюжету и художественным достоинствам сентиментальное полотно изображает молодую девушку у постели умирающей матери. Девушка испуганно отказывается от браслета, который протягивает ей корыстная сводня. В темном проеме дверей - едва различимый кавалер, ожидающий ответа. 
Вся сцена выглядит несколько искусственно и, несмотря на драматизм происходящего, не слишком трогает душу. 
 
Однако Третьякова привлекла именно эта бытовая сценка, хорошо знакомая ему по замоскворецкому быту. Особенно близкой, наверное,  показалась коллекционеру мораль, звучащая в картине - она была сродни его благонравному купеческому воспитанию. 


И. Е. Репин. Портрет П. М. Третьякова.
 
Думается, держал он в памяти какой-то конкретный грустный случай и по-настоящему горячо переживал за судьбу несчастной. Ведь в первом же завещании, составленном в 1860 году, он выделил восемь с лишним тысяч рублей "на выдачу  в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей". 
 
Полотно "Искушение" как бы призывало девиц "хранить и в бедности оттенок благородства". Не случайно, единственное светлое пятно на картине - это сама девушка в белой блузе, освещенная солнечным лучом. едва пробивающимся сквозь маленькое оконце в мрачную полуподвальную комнату. 
 
Художник специально помещает девушку в центр полотна, привлекая тем самым внимание зрителей к ее чистому облику. Она явно олицетворяет собой добродетель, тогда как сводня представляет порок. Подобная персонификация и назидательный подтекст нередко встречаются в жанровых произведениях середины XIX века.
 
За картину "Искушение" Шильдер получил в 1857 году серебряную медаль первого достоинства. 
Николай Густавович Шильдер  – русский художник-портретист и живописец батального и бытового жанра.


Николай Густавович Шильдер  (1828-1898).


Н. Г. Шильдер  (1828-1898). Расплата с кредиторами.


Н. Г. Шильдер  (1828-1898). Сговор невесты.


Н. Г. Шильдер  (1828-1898). Портрет императора Александра III.
 
Ист. "Русские художники"

Категория: Живопись/Иллюстрация | Просмотров: 24 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Шильдер Николай Густавович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar