Якоб ван Рейсдал (1628/29-1682) - Голландия. Болото. Около 1665
«Исповедью мятежной души» назвал этот пейзаж русский художник Александр Бенуа. Рейслал создал необычный для Голландии XVII века драматический и, одновременно, философский тип картины. В изображенной им природе кипят поистине человеческие страсти. Каждая деталь наполнена смыслом: мертвый, поваленный ствол напоминает о бренности жизни; мощный дуб, измученный бурями, воздел к небу свои корявые ветви; молодая береза прижимается к нему п поисках защиты; нежные кувшинки вырастают на поверхности воды под сенью
...
Читать дальше »
|
Никола Пуссен (1594-1665) - Франция. Пейзаж с Полифемом. 1649
Пуссен, родившийся на севере Франции, в Нормандии, почти всю жизнь прожил в Риме. Школой искусства для него были античность и эпоха Возрождения, по их канонам он построил уравновешенный классический пейзаж: сценическая площадка на первом плане, кулисы в виде гор и деревьев. Каждый лист, каждый камушек в прозрачной воде говорит о тщательном изучении Пуссеном природы.
Сохранились его замечательные карандашные рисунки трав и деревьев, однако ни одна картина не изображала конкретного ландшафта. Классический пейзаж
...
Читать дальше »
|
Клод Лоррен (1600-1682) - Франция. Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской (Байский залив). 1650-е
Сын крестьянина, сирота с 12 лет, Клод Лоррен стал гравером по дереву, затем живописцем. Он уехал в Италию, но не потому, что подражал Пуссену — там он нашел учителей и стал пейзажистом. Долгое время он провел в Неаполе. Неподалеку от Неаполя есть город Кумы, там жила, по преданию, самая знаменитая сивилла — предсказательница.
Лоррен написал залив ослепительной голубизны, руины римского здания, обломки мраморных колонн. Аполлон, влюбленный в прекрасную девушку, исполнил все ее
...
Читать дальше »
|
Отрывок из программы Никиты Михалкова "Музыка русской живописи".
Завораживающе! Лето... Залитая солнцем поляна за спинами группы людей, расположившихся в тени деревьев на дерновой скамье. Они тихо переговариваются о чем-то своем, позируя художнику. Неподалеку на травке играют дети, чьи тихие голоса открывают все это очарование.
|
И. А. Акимов (1754-1814). Крещение княгини Ольги. 1792.
Об искусстве Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: "один палец, написанный им, – выше целой картины, написанной иным художником". "Но, разумеется", – отмечал А. Н. Бенуа, русский художник, историк искусства и художественный критик, – "восторг этот объясним только слепотой академической системы. Современники... млели от восторга перед "пальцем Акимова", так как он был написан по всем правилам "благородного стиля".
Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова была связана с петербургской Акаде
...
Читать дальше »
|
Ф. Я. Алексеев (1753–1824). Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.
В этом пейзаже вертикали башен и колоколен, приподнятый кремлевский холм создают впечатление "воспарения" древней святыни над суетой повседневной жизни, протекающей на берегах неширокой реки.
Федор Яковлевич Алексеев ((1753–1824) – один из лучших мастеров всей русской школы.
Федор Алексеевич начинал свою творческую деятельность как мастер театрально-декорационной живописи. После окончания Академии художеств в 1773 году он был послан в Венецию, где изучал теорию песрпективы и искусство прославленных венецианских пейзажистов Каналетто, Гва
...
Читать дальше »
|
А. П. Антропов (1716–1795). Портрет неизвестной. 1765.
При Елизавете выдвинулся целый ряд русских художников еще до основания Академии художеств. Появление их свидетельствует о подъеме русской культуры в 40-х и в 50-х годах XVIII века. Среди этих художников елизаветинского времени – Алексей Петрович Антропов (1716–1795). Об этом выдающемся художнике, по словам Александра Бенуа, мы имеем "сбивчивое представление".
...
Читать дальше »
|
Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж
Кружево обнаженных ветвей черным силуэтом обрамляет картину. Покрытое инеем мощное дерево в центре композиции, озаренное светом, выделяется на серо-голубом фоне. Черепичная крыша становится розовой, все цвета смягчаются в морозной дымке. Пейзаж обретает обаяние волшебной сказки.
Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж с собирателями хвороста. 1822.
В искусстве Фландрии (современной Бельгии
...
Читать дальше »
|
Кес ван Донген (1877-1968). Женщина в красном.
Голландец Ван Донген родился в пригороде Роттердама. Закончив Академию изящных искусств, он приехал и Париж на празднование Дня взятия Бастилии. 14 июля 1897 года. «Париж привлекал меня, как маяк», — признавался он позже. Вскоре он поселился на Монмартре, зарабатывал деньги портретами на улице или рисунками для сатирических журналов. В 1905 г. вошел в группу « фовистов».
...
Читать дальше »
|
Анри Руссо (1864–1910). Битва тигра и быка (В тропическом лесу). 1908—1909.
Анри Руссо был неученым, «наивным художником» — он работал на парижской заставе, за что получил прозвище «Таможенник», и занимался искусством в свободное время. Свои произведения Руссо мог показать только в Салоне Независимых, где не было жюри. Появление каждой его картины критика встречала насмешками и издевательствами.
Салон независимых – ежегодная независимая художественная выставка, рассчитанная на широкую аудиторию, которая проходит в Париже. Он был создан в ответ на жесткий традиционализм официального салона,
...
Читать дальше »
| |