Адмирал Чичагов был представлен Екатерине II после победы над шведским флотом. Императрица попросила его рассказать о баталии. Адмирал начал рассказ, но, распаляясь все более, стал пересказывать свои команды, перемежая их площадной бранью. По выражению лиц придворных адмирал понял, что он наделал, и бросился на колени перед императрицей.
- Ничего, Василий Яковлевич, - спокойно и ласково проговорила Екатерина, - все равно я ваших морских терминов не разумею.
Генерал Шестаков, прослужив более 40 лет, ни разу не был в Петербурге и приехал туда только по случаю отставки. Увидев его впервые, Екатерина удивилась, так как полагала, что знает всех своих генералов.
- Да ведь и я, матушка царица, тоже вас не знал, - ответил простодушный старик.
- Меня-то, бедную вдову, где же знать! А вы все же генерал!
Во время своих поездок по России Екатерина часто награждала и благодарила многих военных и статских, причем любила делать это публично.
- Ваше Высочество, - заметил ей однажды бельгийский принц де Линь, - вы, кажется, всегда остаетесь довольны своими подданными?
- Нет, принц, - ответила Екатерина, - я далеко не всегда бываю ими довольна. Но я хвалю всегда вслух, а браню потихоньку и с глазу на глаз.
|