16:43 История советской парфюмерии. Парфюмерия советской "заграницы" | |
В конце 1940-х московская и ленинградская интеллигенция потянулась на отдых на Рижское взморье. Это стало модным. Прибалтика была почти "заграница".
В Риге с XIX века работали две маленькие парфюмерные фабрики: Dzintars и Sarkanà Austa, занимавшие весьма заметное место на рынке. В буржуазной Латвии до Второй мировой войны у этих производителей было множество конкурентов, прежде всего из Германии и Франции. Но после войны, когда Прибалтика была присоединена к СССР, конкурентов не стало. Изделия московской и ленинградской фабрик значительно отличались от латвийских и по ассортименту, и по стилю. Вокруг латвийских духов, пудры и помад существовала аура чего-то более интересного и модного. Но исчезновение настоящей, высококлассной западноевропейской продукции, изоляция от новейших достижений парфюмерной индустрии отрицательно сказались на латвийских духах и на дизайне их упаковки.
Были и неожиданные положительные обстоятельства. Это, прежде всего, советская система послевузовского обязательного распределения. По нему в Ригу приехала из Одессы молодой химик Бронислава Шварцман. С именем этого талантливого парфюмера связаны значительные достижения латвийской парфюмерии 1950-1970-х годов. Через несколько лет после приезда Б. Шварцман стала главным парфюмером сначала одной из фабрик, а затем объединения Dzintars. Его директоа Илья Перчиков начинал как парфюмер еще в 1970-х.
В 1980-х на Dzintars по распределению приехала парфюмер Антонина Витковская. В начале 1990-х она возглавила московскую фабрику "Новая Заря", проявив незаурядные организаторские способности. Ей удалось сохранить легендарную фабрику Анри Брокара и наладить совместное российско-французское производство Nouvelle Ètoile. В целом рижская парфюмерия, как и вся советская, создавалась парфюмерами-женщинами. Объяснение кроется и в том, что это были послевоенные годы, и в недостатке мужчин в более престижных отраслях народного хозяйства.
Духи и одеколоны фабрики Dzintars стали появляться в магазинах Москвы, Ленинграда и других крупных городов в 1970-х. Их очень охотно раскупали. В конце 1960-х, когда русская парфюмерия медленно, но верно начала двигаться к своему концу, рижская еще старалась соответствовать каким-то уже ставшим туманными стандартам. Как известно, парфюмерия как явление культуры и ее индустриальная сторона – это не одно и то же. Творения отдельных одаренных парфюмеров, появление новых духов класса экстра – это очень важно и для репутации марки, и для покупателя. Но общий уровень парфюмерной отрасли определяется не только этим. Несмотря на группу замечательных специалистов (Бронислава Шварцман, Лилия Медвинская, Милда Альбер, Лиесма Осис, Алла Сорокина), работавших над созданием ароматов, и популярность продукции – духов "Аве Соль", "Консуэло", "Рижская сирень", "Коварство и любовь", – изделия Dzintars в конце концов разделили общую судьбу советской парфюмерии.
Они теряли глянец, что-то особенное, современное. Их ароматы, очевидно, предназначались пожилой даме. Даже "Рижская сирень", сладковатая по сравнению с ленинградской "Белой сиренью", раскупалась охотнее, чем прочие ароматы – густые, древесные и шипровые, хотя "Рижская сирень" значительно уступала и "Консуэло", и "Аве Соль" по сложности рецептуры и творческому потенциалу.
Рижские духи отличались очень дорогой упаковкой и флаконами. В отличие от русских создателей парфюмерной упаковки, в основном оставшихся анонимными, художники латвийской фабрики известны по именам. Дизайнерами элегантной упаковки были Анна Пачко и Антон Смальчук, возглавлявшие отдел художественного оформления продукции. Создателем флаконов была А. Гольштейн. К 1970 году сложилась весьма благоприятная для латвийской парфюмерии ситуация – за нее стали хлопотать на самом верху. Дело в том, что в то время министром пищевой промышленности (а парфюмерная отрасль относилась к этому министерству) был латыш В. Леин. Он стал одним из тех, кто инициировал строительство большого современного завода на базе двух старинных фабрик – Dzintars и Sarkanà Austa. Но вряд ли можно оценить период 1970-1980-х г. как время расцвета латвийской парфюмерии, а предшествующий – как менее интересный этап... | |
|
Всего комментариев: 0 | |