16:43
История советской парфюмерии. Парфюмерия советской "заграницы"


Духи "Рижская сирень" от Dzintars. 1970-е (справа). Польские духи "Быть может..." 1970-е (слева). 

В конце 1940-х  московская и ленинградская интеллигенция потянулась на отдых на Рижское взморье. Это стало модным. Прибалтика была почти "заграница". 
Мода, косметика и парфюмерия здесь по-прежнему были гораздо ближе к европейским, чем в остальном СССР. По сравнению с Россией рижские одежда, трикотаж, шляпы (их тогда очень много носили), сумочки были современными и привлекательными. Модницы ездили в Ригу приодеться, поднабраться новейших веяний из модных журналов, которые каким-то образом попадали туда из Канады, США и Европы. Но парфюмерия и косметика были свои, имели многолетнюю историю. 
Большой популярностью пользовались польские духи "Быть может...". Самыми немыслимыми путями доставали их наши женщины.

 


Духи "Желудь" фабрики Dzintars, 1960-е.

В Риге с  XIX века работали две маленькие парфюмерные фабрики: Dzintars  и Sarkanà   Austa, занимавшие весьма заметное место на рынке. В буржуазной Латвии до Второй мировой войны у этих производителей было множество конкурентов, прежде всего из Германии и Франции. Но после войны, когда Прибалтика была присоединена к СССР, конкурентов не стало. Изделия московской и ленинградской фабрик значительно отличались от латвийских и по ассортименту, и по стилю. Вокруг латвийских духов, пудры и помад существовала аура чего-то  более интересного и модного. Но исчезновение настоящей, высококлассной западноевропейской продукции, изоляция от новейших достижений парфюмерной индустрии отрицательно сказались на латвийских духах и на дизайне их упаковки.

 


Пудра фабрики Dzintars. 1950-1970-е.

Были и неожиданные положительные обстоятельства. Это, прежде всего, советская система послевузовского обязательного распределения. По нему в Ригу приехала из Одессы молодой химик Бронислава Шварцман. С именем этого талантливого парфюмера связаны значительные достижения латвийской парфюмерии 1950-1970-х годов. Через несколько лет после приезда Б. Шварцман стала главным парфюмером сначала одной из фабрик, а затем объединения Dzintars. Его директоа Илья Перчиков начинал как парфюмер еще в 1970-х. 

 


Обложки журнала "Рижские моды". 1957/1958 и 1962.

В 1980-х на Dzintars по распределению приехала парфюмер Антонина Витковская. В начале 1990-х она возглавила московскую фабрику "Новая Заря", проявив незаурядные организаторские способности. Ей удалось сохранить легендарную фабрику Анри Брокара   и наладить совместное российско-французское производство Nouvelle Ètoile.  В целом рижская парфюмерия, как и вся советская, создавалась парфюмерами-женщинами. Объяснение кроется и в том, что это были послевоенные годы, и в недостатке мужчин в более престижных отраслях народного хозяйства.

 


Одеколон "Рижанин" фабрики Dzintars. 1970-1980-е.

Духи и одеколоны фабрики Dzintars стали появляться в магазинах Москвы, Ленинграда и других крупных городов в 1970-х. Их очень охотно раскупали. В конце 1960-х, когда русская парфюмерия медленно, но верно начала двигаться к своему концу, рижская еще старалась соответствовать каким-то уже ставшим туманными стандартам.

Как известно, парфюмерия как явление культуры и ее индустриальная сторона – это не одно и то же. Творения отдельных одаренных парфюмеров, появление новых духов класса экстра – это очень важно и для репутации марки, и для покупателя. Но общий уровень парфюмерной отрасли определяется не только этим. Несмотря на группу замечательных специалистов (Бронислава Шварцман, Лилия Медвинская, Милда Альбер, Лиесма Осис, Алла Сорокина), работавших над созданием ароматов, и популярность продукции – духов "Аве Соль", "Консуэло", "Рижская сирень", "Коварство и любовь", – изделия Dzintars в конце концов разделили общую судьбу советской парфюмерии. 

 


 Модели из журнала "Рижские моды". 1955/1956. 

Они теряли глянец, что-то особенное, современное. Их ароматы, очевидно, предназначались пожилой даме. Даже "Рижская сирень", сладковатая по сравнению с ленинградской "Белой сиренью", раскупалась охотнее, чем прочие ароматы – густые, древесные и шипровые, хотя "Рижская сирень" значительно уступала и "Консуэло", и "Аве Соль" по сложности рецептуры и творческому потенциалу.

 


Духи "Реверанс" от Dzintars. Начало 1990-х.

Рижские духи отличались очень дорогой упаковкой и флаконами. В отличие от русских создателей парфюмерной упаковки, в основном оставшихся анонимными, художники латвийской фабрики известны по именам. Дизайнерами элегантной упаковки были Анна Пачко и Антон Смальчук, возглавлявшие отдел художественного оформления продукции. Создателем флаконов была А. Гольштейн.

К 1970 году сложилась весьма благоприятная для латвийской парфюмерии ситуация – за нее стали хлопотать на самом верху. Дело в том, что в то время министром пищевой промышленности (а парфюмерная отрасль относилась к этому министерству) был латыш В. Леин. Он стал одним из тех, кто инициировал строительство большого современного завода на базе двух старинных фабрик – Dzintars  и Sarkanà  Austa. Но вряд ли можно оценить период 1970-1980-х г. как время расцвета латвийской парфюмерии, а предшествующий – как менее интересный этап...
Источник: 
М. С. Колева. "Советский стиль. парфюмерия и косметика"

 

Категория: История советской парфюмерии | Просмотров: 86 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: рижская парфюмерия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar