В 1841 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара родился младший сын, Анри. В том же году в Москву приехал известный французский парфюмер Альфонс Ралле. До отмены крепостного права в России оставалось 19 лет, до появления в московских домах водопровода и канализации - лет 70, до миллионного московского жителя - столетие... Чего же искал в краю далеком 250-летний Ралле?
Рекламный плакат "Товарищество А. Ралле". 1900-е.
Энергия, жажда действия, фанатичная преданность профессии рождают особый тип человека. Хотел ли Ралле разбогатеть легко и быстро, пользуясь практически полным отсутствием конкуренции? Тогда он мог найти место поближе к Франции. Но Ралле был "идейным" парфюмером: он любил учить, любил находить и выводить в люди таланты. Москва казалась ему идеальным местом, "чистым листом", где он мог бы осуществить свои замыслы.
Рекламный плакат мыла "Леда" от "А. Ралле и Ко". Начало ХХ века.
Флакон из-под духов "А. Ралле и Ко". Начало ХХ века.
В 1843 году за Сущевским валом, на Вятской улице, он ставит свою благовонную фабрику. Главным цехом был мыловаренный, затем цеха по производству лосьонов, одеколона, помад, пудры и фиксуаров (закрепляющей помады для усов). Продукция сразу же поразила москвичей своим высоким качеством. Это было замечено в Петербурге, и через три года Ралле уже получил звание "Поставщика двора Его Императорского Величества".
Иллюстрация из серии "Поставщики высочайшего двора Ралле и Ко в Москве"
с изображением фабричной котельной. Журнал "Нива". 1897 г.
В это время во Франции бушевали антирусские страсти, вызванные публикацией в 1843 году книги маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году". Комментируя взгляды автора, историк, член Французской Академии Элен Каррер д'Анкос замечает: "Чтобы жить в России, надобно быть русским". Это безапелляционное утверждение маркиза де Кюстина, побывавшего в Петербурге в 1839 году, дает исчерпывающее представление о том, как даже в XIX веке, не говоря уже об эпохах более ранних, французы воспринимали Россию. И тем не менее эта далекая страна, которую путешественники описывали, противореча один другому и впадая в крайности, постоянно давала пищу их воображению.
Рекламный лист товарищества высшей парфюмерии "А. Ралле и Ко".
Парфюмерия "Левкой" (одеколон и духи). Начало ХХ века.
Реклама товаров "А. Ралле и Ко" (средство для зубов и волос).
Ралле остался равнодушным ко всему этому шуму - он работал.
За девять лет своего пребывания в Москве он получил не только почетные звания (два герба "Поставщика двора Его Императорского Величества" - третий герб будет получен позже), что дало ему и социальный статус, и привилегии в торговле, налогообложении и пр., но и всероссийскую известность.
Мыло "Земляничное" от загара и его упаковка. "Товарищество А. Ралле и Ко".
В 1850 - 1852 гг. Ралле решил продать фабрику своим компаньонам Бодрану и Бюжону, но с одним непременным условием: кому бы она ни принадлежала, она должна носить его имя. Штандарт с именем знаменитого парфюмера будет развиваться над его детищем еще целых 66 лет! Последним владельцем фабрики стал обрусевший француз Арман Дютфуа.
Есть фраза, приписываемая римскому императору Марку Аврелию: "Жизнь бренна, судьба загадочна, слава непостоянна". Мог ли Альфонс Ралле (ум. 1894) предположить, что в 1918 году его фабрика будет национализирована и получит унылое название "Государственный мыловаренный завод № 4"? К тому времени, правда, ни самого Ралле, ни его компаньонов уже не будет в живых.
Рекламный плакат пудры "Леда" от "Товарищество А. Ралле и Ко". Начало ХХ века.
Баночка из-под крема. "Товарищество А. Ралле и Ко". Конец XIX-начало ХХ в.
Рекламный плакат парфюмерии "Анютины глазки". Начало ХХ в.
Коробочка из-под пудры. "Товарищество А. Ралле и Ко".
Отъезд Ралле из России, по-видимому, имел какие-то личные причины. Во всяком случае, он еще неоднократно будет посещать Петербург и Москву, консультировать, привозить новинки, жертвовать средства для католического собора Св. Людовика на Малой Лубянке (на этот счет сохранились документы и письма).
Этикетки продукции Ралле и рекламный плакат парфюмерии "Императис". 1910-е.
В год отъезда Ралле из Москвы сыну Атанаса Брокара исполнилось 11 лет, и он вместе с отцом и старшим братом отправился за океан в Филадельфию, где они начали свое мыловарение и парфюмерное дело. Ничто еще не предвещало появления в Москве большой парфюмерной индустрии.
Между 1857 и 1859 гг. в семье Брокар случается трагедия - умирает старший сын, Александр. Что побудило отца свернуть дело и вернуться во Францию, не ясно. Но Анри Брокар оказался в Париже, где в те годы работало не меньше сотни парфюмеров, а путь в Россию был уже проторен множеством ремесленников и торговцев во Франции. Образ русских заметно изменился к лучшему, считалось очень перспективным работать в России. Через знакомых удалось выяснить, что московский аптекарь Гик предлагал место лаборанта со столованием (т.е. с едой и проживанием).
Рекламный плакат продукции "Товарищество А. Ралле и Ко". Стиль модерн. 1910-е.
Рекламный плакат "Товарищество А. Ралле и Ко" в псевдорусском стиле. 1898.
Разные авторы по-разному оценивают возраст Анри Брокара в год его приезда в Москву, и уж совсем таинственной фигурой кажется Гик. Мы попытаемся внести ясность - Анри Брокар явно того заслуживает, поскольку занимает в русской культуре очень заметное место. Возраст 19 лет - наиболее точная цифра: ведь мы знаем, что семья Брокер провела в США семь лет. Для получения навыков в таком ремесле, как парфюмерия, этого вполне достаточно. Ремесло парфюмера в середине XIX века было еще далеким от индустрии и носило кустарный характер.
Анри Брокар со своей женой Шарлоттой.
С момента приезда Брокара в Москву происходят события, предопределившие становление и процветание русской парфюмерной промышленности. И первым стало его поступление на работу к Гику, который не был просто аптекарем. Дело в том, что в первой половине XIX века органическая химия еще считалась частью медицины и фармацевтики. Выдающиеся химики того времени Либих и Дюма работали аптекарями, а Берцелиус учился на врача. Гик таже учился на фармацевтическом факультете в Германии. В России не только изготовление лекарств относилось к медицине, но и парфюмерное дело было причислено к фельдшерскому. Поэтому молодой Анри Брокар, попав в лабораторию Гика, окунулся в атмосферу необычную и творческую. "...Даже факторы объективного характера влияют на науку не непосредственно, а через людей, с их неповторимым индивидуальным характером, с их созданным воспитанием, а иногда коренящимися в наследственности складом ума и психологическими установками". Эти слова принадлежат советскому специалисту в области органической химии Георгию Быкову.
Упаковка продукции "Товарищество А. Ралле и Ко" (одеколон и зубной порошок).
Рекламный плакат парфюмерии "Брокар и Ко"".
Брокера много лет возвеличивали как предпринимателя, как очень хорошего парфюмера, но отчего-то почти не вспоминали, что он был великим новатором, начавшим с открытия, которое преобразило его дальнейшую жизнь. Он изобрел технологию, получившую название в духе того времени - "концентрированные духи".
Термин "концентрированные духи" позаимствован всеми авторами, писавшими о Брокаре, из текста юбилейного альбома "Товарищества Генриха Брокара и Ко" (1894), изданного к 50-летию фирмы. Тем не менее в чем именно заключалась эта технология, точно неизвестно.
Ни Брокар, ни другие гениальные парфюмеры того времени не были дипломированными химиками или фармацевтами. Можно лишь предположить, что в лаборатории Гика путем проб и ошибок Брокару удалось получить некие совершенно новые соединения природных душистых веществ, с помощью которых он значительно удешевил производство духов... Брокар предложил свой метод французской парфюмерной фирме "Рур - Бертран - Дюпон"...
Реклама жидкого мыла "Национальное" от "Товарищества Брокар и Ко". Начало ХХ в.
Каждое событие в жизни Анри Брокара (в соответствии с русской речевой этикой его стали называть Генрихом Афанасьевичем) оказалось связанным с историей русской жизни и русской парфюмерии в частности. Например, он влюбился в обрусевшую бельгийку Шарлотту Равэ и женился на ней. Таким образом он, во-первых, навсегда остался в Москве, а во-вторых, породнился с папашей Равэ, который в молодые годы был гувернером дочерей великого русского поэта Тютчева. А стоило Брокару быть приглашенным на благотворительный базар и поднести герцогине Ольденбургской благоухающий букет искусственных цветов, как об этом заговорил весь город. Что же это был за букет?
В книге "Цветы в искусстве: цветочные мотивы в европейской живописи и декоративно-прикладном искусстве", описывающей собрание музея в Копенгагене, есть изображение интерьерного букета из воска, клея и бумаги, но выглядит он очень условным. Во времена Брокара витрины парфюмерных магазинов (тогда говорили - лавок) менялись ежедневно. Кроме самих товаров ставили вазы с цветами, корзинки или просто букеты из шелка и прочих материалов. Лучшие искусственные цветы делались в Париже, если речь шла о цветах для костюма, шляп и т.п. Но идея "витринного" букета, надушенного каким-нибудь модным ароматом, могла прийти в голову только такому французскому "американцу", как Брокар. Современникам это очень понравилось - во всяком случае, об этом букете рассказывают небылицы. Самая популярная - что каждый цветок благоухал, как настоящий.
Букет для витрины парфюмерного магазина.
Шелк, бумага, минеральные краски, воск, клей. Начало ХХ в.
...Брокару принадлежит разработка и введение в русскую парфюмерию цветочного направления. В 1882 году для открытия своего павильона в рамках Всероссийской промышленно-художественной выставки он придумал интерьерный фонтанчик, из которого струился его знаменитый "Цветочный одеколон". Началась давка, вызывали полицию, наутро все газеты писали об этом.
Брокоровский фонтан с одеколоном "Цветочный". Конец XIX в.
Идеи и вкус Генриха Афанасьевича были несколько далеки от французских и, скорее всего, навеяны его филадельфийской юности. А чего стоили его первые придумки, связанные с мылом: мыло в форме огурца, мыло детское с выдавленными на нем буквами алфавита - его знала, да и грамоте по нему училась вся Россия!
Реклама одеколона "Империал" от "Товарищества Брокар и Ко".
Великий московский француз Анри Брокар умер в 1900 году, не дожив совсем немного до 60 лет. Его предприятие могло бы превзойти всю французскую парфюмерную промышленность, но грянула Первая мировая война и революция... В 1918 году фабрику национализировали и присвоили ей название "Государственный мыловаренный завод № 5".
М. С. Колева
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
|