20:48 Годы "пушкинианы" в советской парфюмерии | |
Стопятидесятилетие великого русского поэта А. С. Пушкина, очень торжественно отпразднованное в 1949 году в Большом театре пришлось на особый период – 1945–1953 годы. Победа в войне и смерть И. В. Сталина. В 1937 году также в Большом театре отмечали 100 лет со дня гибели поэта.
Госзаказ на парфюмерную продукцию, приуроченную к юбилею поэта, поступил в 1947–1948 г., когда всей советской исторической науке было настоятельно рекомендовано "избегать недооценки влияния Киевской Руси на Западную Европу". С конца 1948 года началась борьба с "низкопоклонством перед Западом"... Идеологический контроль был распространен на все сферы духовной и бытовой культуры.
Возможно, этим объясняется курьезность почти всех названий "пушкинских" духов. Каждое – повод для недоумения и сердечной боли, ведь речь идет о Пушкине. Например, появились духи шипрового направления (аромат папоротника, мха, цветов), на коробочке был изображен дедушка в лаптях и написано "Сказка о рыбаке и рыбке". Повидимому, в комиссиях и прочих советах "Союзпарфюмерпрома" не нашлось никого, кто читал бы Пушкина. Но более вероятно, что такая "ширма" в виде названий пушкинских сказок была устроена специально, чтобы защитить "Союзпарфюмерпром" от подозрений в пренебрежении идеологическими установками.
Самым загадочным было название "Пиковая дама". Ходили слухи, что упаковку и флакон придумал знаменитый советский график Орест Верейский. Но объединение "Промышленная графика", которе заказывало художникам парфюмерную, кондитерскую и прочую упаковку, практиковало анонимность. Считалось, что работать для "бытовухи" неприлично.
"Пиковая дама" завершала парфюмерную "пушкиниану". Ее долгое – по сравнению с остальными духами этой серии – бытование (около 20 лет) примечательно. Советские официальные вкусы и представления о прекрасном в 1945–1955 годах включали два почти противоположных женских идеала, которые мирно сосуществовали. Один представляли очаровательные женственные киногероини чуть старше 50 лет (Любовь Орлова) и моложе 40 (все остальные). Другой идеал был навеян Московским Художественным театром и его ведущими актрисами, чьи фотографии регулярно появлялись в журнале "Огонек" или в обязательной хронике "Новости дня" перед киносеансами. Они олицетворяли традицию. У них было строгое выражение лица, седина не закрашена. Они носили светлые крепдешиновые блузки, которые закалывали у ворота бриллиантовой брошью, темные пиджаки с подплечниками и орденом Ленина на лацкане. Причем ношение ордена и броши одновременно было обычным делом. По всей вероятности, духи "Пиковая дама" получили свое название в их честь.
Театральность упаковки и флакона, притертая пробка которого переходила в длинный стеклянный пестик, навевала дух XVIII столетия и напоминала флаконы, которые были модны в то время. Своеобразный ритуал, когда смоченным духами стеклянным пестиком прикасались к лицу и волосам, тоже был утонченным и игровым одновременно. Аромат соответствовал флакону – суховатый, шипровый, густой. Флакон, бесспорно, был авторский – таких до революции при всем многообразии парфюмерной продукции не существовало, – не говоря уже о названии. Интересно, что духи, которые даже в наименовании декларируют в качестве адресата пожилую даму, крайне редки в европейской парфюмерии. Другое дело – парфюмерия стран Востока, которая до сих пор носит кустарный характер, так что женщина в любом возрасте может заказать у парфюмера духи, предназначенные именно ей. "Пиковая дама" исчезла в 1960-х годах. Появилась новая мода, ушли из жизни былые кумиры. Аромат этих духов превратился в далекое воспоминание на фоне дешевой синтетической польской продукции или французских духов, которые очень редко стали продавать в начале 1970-х, за огромные деньги – 50 рублей за флакон; для сравнения – "Красная Москва" стоила 6 рублей, а "Пиковая дама" – 4 рубля 70 копеек.
Всякого рода курьезы и социальные карикатуры переместились из области идеологии в ту сферу, которую спустя несколько десятилетий назовут рыночными отношениями. Но люди, которые уже тогда в них участвовали, в той жизни выглядели странно. Продавщицы в дешевых халатах за прилавком благоухали французской парфюмерной роскошью, как и работницы ЖЭКов, касс "Аэрофлота" и прочих "дефицитных" мест работы. Кажется, что тень пушкинской графини, грозящей пальцем безвкусице и пошлости, маячила не только в советские времена, но и сегодня иногда появляется вновь. | |
|
Всего комментариев: 0 | |