Однажды высокое Небо сказало хлебным колосьям:
– Какие же вы неблагодарные! Я посылаю вам дождь и тепло, лелею вас солнечными лучами, а вы никогда не благодарите меня! Птицы поют в мою славу песни, деревья радуют шелестом листьев, цветы посылают мне чудные ароматы, бабочки ублажают прелестным танцем... Все преподносят мне дары, и только от вас я не вижу благодарности.
– Мы бы счастливы порадовать тебя песней или танцем, да не можем, – оправдывались колосья. – Шелест у нас такой тихий, что мы сами его не слышим. Запах приятный, но очень скромный (мы больше пылью пахнем). И хороши были бы мы, если бы пустились в пляс! Вот обрадовались бы хлебопашцы, увидев убегающее от них в лихом гопаке хлебное поле. Мы бы рады вознестись к тебе с дарами, да не можем.
– Хорошо, – сказало справедливое Небо. – Если вы не можете вознестись ко мне, я само спущусь к вам.
И осыпалось Небо синими осколками – прямо в заросли хлебных колосьев. С тех пор в полях голубеют васильки – кусочки Неба.
Портрет Екатерины Федоровны Толстой, дочери художника Ф. П. Толстого. Худ. Петр Шамшин
У разных народов Европы есть похожие сказки о Небе, спустившемся на землю в виде васильков. Итальянская легенда рассказывает о том, что было потом, уже после сотворения васильков. Будто бы обиделись васильки на людей за то, что крестьяне не ценят их, обзывают сорняками (каковыми они и являются). И попросили они Небо: дай нам тоже хлебный колос, мы будем людям пользу приносить. А если это невозможно, то отсели нас куда-нибудь, хоть на клумбы, чтобы мы хлебопашцам не мешали.
Отказалось Небо:
– Нет, не стану я этого делать. Не для того вы растете на ниве, чтобы насыщать тело человеческое хлебом. Для того смешаны вы с хлебными колосьями, чтобы люди помнили: не хлебом единым сыт человек. И чтобы не забывали бы о Небе, осколками которого вы являетесь.
О васильках удивительно много легенд. Римляне описывают прекрасного юношу, поклонника богини Флоры, который плел венки в ее честь и за свое преклонение был увековечен в образе василька.
Славяне рассказывают о пахаре Василии, полюбившем русалку. Никак не хотел он поселиться с любимой в реке: "Что мне делать в воде, я пахарь, мое дело крестьянское". Превратила его русалка в василек и все надеялась, что синий цветок, как капля воды, стечет в реку, и они будут вместе. Но Василий и в образе цветка не покинул пашню.
В Германии лентяев пугают полевиком, который сидит в васильке и нерадивых крестьян наказывает – насылает болезни и несчастья. А трудолюбивых может наградить невиданным урожаем. Очень полезная нечисть этот немецкий полевик из василька.
Древние греки рассказывали, что когда Геракл ранил отравленной стрелой кентавра Хирона, тот излечил себя соком василька. Когда ботаник Карл Линней в XVIII веке давал растениям научные названия, он вспомнил эту легенду и назвал василек Centaurea cyanus – в переводе "кентавр синий". Так что красуются в русских полях синие кентавры...
Светлана Лаврова. "Царство Флоры"
|