11:21 Окруженная ореолом тайны | |
Мата Хари. Со дня ее смерти прошло много лет, но тайна жизни этой женщины до сих пор не раскрыта. Она обладала потрясающей внешностью, умом, артистическим талантом и непостижимой властью над мужчинами.
"Молодой офицер ищет спутницу жизни..."
Однажды воспитанница монастырского колледжа голландского города Лейдена прочитала обычное газетное объявление: "Молодой, красивый, отважный офицер с великолепным будущим ищет спутницу жизни...". Гертруда Маргарита Зелле, вообще говоря, считала, что брачные объявления - не самый лучший способ поиска суженого, но в этом говорилось, что избранница "отважного офицера" должна быть "высокой, смуглой брюнеткой, с выразительными чертами лица и бархатистыми глазами", а восемнадцатилетняя дочь шляпника как раз такой и была! Кроме того, она, как это часто случается с девушками, восхищалась военными.
Судьба ее была решена: в 1895 году Гертруда вышла замуж за шотландского офицера, капитана Маклеода, служившего в голландской колониальной армии. В 1897 - 1902 годах они жили сначала на острове Ява, а затем на Суматре. Там она увидела местные ритуальные танцы и выучила малайский язык. Но, увы! У Маклеода оказался скверный характер; несмотря на красоту жены, он волочился за любой юбкой и, кроме того, любил приложиться к бутылке. Пьяный майор нередко поколачивал супругу. Оскорбленная в лучших чувствах Гертруда, махнув рукой на супружеское счастье, решила не пренебрегать предложениями сослуживцев мужа, и вскоре весь полк перессорился из-за прекрасной майорши. Командование сочло, что это отрицательно сказывается на боевом духе колониальных войск, и чета Маклеодов вернулась в Голландию, где супруги вскоре расстались.
Чем занималась Гертруда Маргарита в следующие два года, неизвестно, но в 1904 году она стала известна в Париже как исполнительница восточных танцев. (...отправилась в Париж, потому что "думала, что туда бежали все женщины, спасавшиеся от своих мужей"...). Ее первое выступление, тщательно подготовленное директором Музея восточного искусства Эмилем-Этьеном Гиме, собрало богатых и влиятельных лиц, которые, однако, не ожидали ничего необычного от неизвестной "индийской жрицы". Но госпожа Маклеод, взявшая псевдоним Мата Хари, что в переводе с малайского означает "Око зари", заставила сильнее забиться пресыщенные сердца. Легенда, сочиненная предприимчивым Гиме к дебюту Мата Хари и постепенно обраставшая пикантными подробностями, сообщала, ...то о своем рождении на Яве у живших там европейцев, то,.. что она была дочерью храмовой танцовщицы, выросла в индуистском храме, жрецы которого и обучили ее ритуальным танцам, посвященным Шиве.
Мата Хари сама придумала свои экзотические номера. Во время танца, состоявшего из медленных, сладострастных движений, она постепенно сбрасывала одежду, оставаясь лишь в жемчужном ожерелье и сверкающих браслетах. "Храмовый стриптиз" безоговорочно покорил сначала парижан, а потом и жителей других городов Европы. Газеты называли ее танец "индийской религиозной мистерией".
Старый знакомый представил ее мадам Кириевски, хозяйке шикарного салона, где в 1905 году состоялся дебют "леди Маклеод", исполнявшей экзотические танцы. Началось победное шествие Мата Хари с ее вымышленной биографией. Сейчас ее танцы назвали бы стриптизом: под звуки волнующей непривычной музыки она постепенно сбрасывала экзотические одежды. "Ля Пресс" писала: "Мата Хари воздействует на вас не только движениями своих ног, рук, глаз, губ. Не стесненная одеждами, она воздействует игрой своего тела". Она выступала в особняках знати, в самых роскошных салонах, в прославленном театре "Олимпия". Ей рукоплескали Мадрид, Монте-Карло, Берлин. Ей посылал цветы сам Пуччини, а Массне писал: "Я счастлив, когда смотрю на ее танец!". "Индийская танцовщица" выступала на самых престижных сценах, и это в то время, когда по Европе прокатилась волна судебных процессов, сурово наказавших актрис, которые посмели показаться публике обнаженными. Но Мата Хари осталась неприкосновенной: ее поддерживали влиятельные любовники, платившие огромные деньги за бурные ночи в обществе "богини". Она выбирала из толп поклонников богатых высших офицеров и беззастенчиво пользовалась их средствами и связями.
Все мужчины были у ее ног. Но в сердце Гертруды по-прежнему царили военные. Даже когда началась война, ее романы не прекратились. Гражданка нейтральной Голландии, она непрерывно кочевала через линию фронта, совершенно не беря в голову то, что ее любовники принадлежат к воюющим между собой сторонам. И в Париже, и в Берлине высшие армейские чины осыпали ее цветами, деньгами и драгоценностями. Среди ее поклонников числились члены кабинета, премьер-министр, кронпринц... Все эти господа отличались отменной щедростью, но все-таки для красавицы деньги были не самым главным. Любовь к роскоши сочеталась в ней с жаждой романтических приключений, таинственных похождений и желанием прикоснуться к важным событиям.
Бытует и другая версия...
Ее визиту там немало удивились. За прекрасной танцовщицей давно следили, подозревая в связи с немцами: у нее было полно знакомых среди немецких офицеров, она часто бывала в Германии, а оттуда на ее имя регулярно поступали денежные переводы; наконец, среди ее любовников были высшие французские чины, носители военных тайн. Да, кстати, несколько провалов французских операций были явно результатом немецкого агента - уж не госпожи ли Маклеод? Гертруда ничего не знала об этих подозрениях и предложила себя французам в качестве агента, запросив за услуги миллион франков на устройство семейной жизни.
Упомянутые сотрудники начисто отрицали какой-либо интерес актрисы к военным секретам во время любовных утех. И глава немецкой разведки открещивался (правда, после окончания войны) от Гертруды: никогда и никто ее не вербовал, в германские картотеки она не занесена. А деньги посылал один из генералов, давно и крепко влюбленный в "индийскую жрицу". В общем, серьезных доказательств следствие так и не нашло. Но связь Мата Хари с Германией была использована на суде, который признал ее виновной и приговорил к расстрелу - мера по отношению к женщине, да еще всемирно известной артистке, во Франции неслыханная, даже в военное время. Следствие продолжалось полгода и не представило суду ни одного подтверждения вины подсудимой, но исход процесса был предопределен. Мата Хари наивно верила, что ее спасет невиновность, но стала жертвой созданного ею самой сценического образа. Присяжные и судьи видели в ней не разведенную голландку, зарабатывающую танцами, а безнравственную дикарку без рода и племени, неспособную устоять перед соблазном за деньги предать приютившую ее страну. Рассмотрение дела не заняло и двух дней, в вердикт, приговаривающий "Маргариту Гертруду Зелле к смертной казни за шпионаж и секретные отношения с врагом", был вынесен после сорокапятиминутного совещания. Апелляция и прошение о о помиловании были отклонены...
Заседание трибунала было закрытым, публику в зал не пустили. Это было сделано не столько из опасения разглашения секретов, сколько из-за личности обвиняемой. Ничто не должно было оскорбить достоинство суда. Для офицеров трибунала не имели значения ни прошлая жизнь артистки, ни ее сложный характер. Ее обвинили в том, что в день объявления войны она приняла от начальника германской разведывательной службы сумму в 30 тысяч марок. "Да, вы правы. но начальник германской разведки дал мне деньги не за шпионаж, а потому, что был моим любовником", - ответила она.
Суд счел, что эта сумма слишком велика для уплаты за интимную связь. "Никто мне меньше не давал", - гордо заявила она. Ее пытались поймать на вопросе, почему она охотилась за офицерами и политическими деятелями, а не банкирами и миллионерами. Она парировала: "Самые богатые редко бросаются деньгами". Но при этом подчеркивала, что никогда не сообщала в своих письмах никаких военных фактов. Суд это не убедило. "Эта женщина принимала деньги от немцев, и факты говорят сами за себя", - таков был аргумент суда.
... и военный трибунал вынес свой приговор. На вопрос, виновна ли танцовщица, все присутствующие офицеры твердо отвечали: "Да". Она не смогла сдержать слезы, но скоро снова стала спокойна и даже улыбалась. Президент республики отказал ей а помиловании... В тюремной камере, перед казнью, монахиня пыталась успокоить и ободрить Мату Хари, но она сказала""Пожалуйста, дорогая сестра, не беспокойтесь. Думаю, я умру достойно. Вы увидите красивую смерть".
Перед лицом смерти она проявила редкостное мужество... Под дулами винтовок Мата Хари в прелестном голубом платье и большой шляпе с ярким страусовым пером гордо стояла - потребовала не связывать ей руки, отказалась от черной повязки на глазах и перед залпом помахала рукой адвокату, пастору и тюремщицам-монахиням... Ее лицо осталось спокойным и невозмутимым даже после смерти. Как с уважением сказал о ней один офицер, она знала не только, как красиво любить, но и как красиво умирать.
Свою тайну Мата Хари унесла с собой. Ее шпионская деятельность описывается очевидцами настолько запутанно и неправдоподобно, что по сей день невозможно понять, принесла ли она одной из сторон реальный вред, и какой именно. Скорее всего, она просто играла в "шпионов" сама с собой. Но впечатление, которое она производила, было столь сильным, что комендант Парижа, член суда, сказал: "Если эту женщину нельзя расстрелять как шпионку, ее нужно сжечь как ведьму".
Трагическая гибель принесла бессмертие - Мата Хари стала самой известной в истории шпионкой, символом коварства и предательства, хотя подтверждения ее вины в материалах дела не найдено по сей день. Правительство Германии категорически отрицало получение от танцовщицы каких-либо секретных сведений, и в немецких архивах их нет.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |