15:02
О пудрах, пудреницах и надушенных платочках


Пудреницы с гравировкой (станция метро "Комсомольская" в Москве и Медный всадник в Ленинграде). 1950-е.

 

Вокруг парфюмерии всегда вертелось множество вещиц, связанных с модой. Самой знаменитой из них была пудра, многовековая спутница обольщения. До не­давнего времени считалась красивой имен­но белая матовая кожа. Среди юморесок Антоши Чехонте (А. П. Чехова), представ­ляющих собой подписи к рисункам, есть та­кая: на картинке изображена хорошенькая молодая женщина, сидящая перед зеркалом, под картинкой — текст диалога:
— Какая у вас беленькая шейка!
— У меня и все тело такое, честное сло­во!..



Пудрить лицо, шею и плечи продолжали и после появления в 1920-х гг. моды на за­гар. Статус пудры хоть и пошатнулся, но по­зиций своих она не сдала.
При советской парфюмерно-космети­ческой изоляции от западноевропейских изделий и разработок пудра в СССР на про­тяжении 50 лет имела классический и неиз­менный состав: «...измельченный в тончай­ший порошок тальк. Окись цинка, двуокись титана, мел, белая глина, бентонит и прочие минеральные и растительные (крахмалы) вещества». Лучшей пудрой всегда считалась рисовая, потому что она очень мелкая и подсушивает кожу, придавая ей желанный матовый оттенок.



Пудра фабрики Dzintars. 1950 -1970-е.


Советские парфюмерные фабрики вы­пускали порошкообразные пудры, компакт­ные (с 1958 г.), жидкие тональные (с I960 г.), крем-пудры (с 1960-х гг.). В начале 1960-х фабрика Всероссийского театрального об­щества (ВТО) изготовляла крем-пудру пяти тонов: белая, рашель (желтоватая), телесная, розовая и персиковая. Магазин ВТО, где помимо косметики продавались книги о теат­ре, театральная бутафория и пр., находился на улице Горького в Москве.



Металлические пудренницы с гравировкой. 1950-е.


Жидкие пудры были расфасованы в сте­клянные бутылочки наподобие аптечных. Их называли «болтушками», потому что перед употреблением взвесь на дне следовало пере­мешать с растворителем, встряхнув бутылоч­ку. Наносили такую пудру ватным тампоном.
Самой большой популярностью пользо­валась порошкообразная пудра, поэтому в том же магазине ВТО или с рук покупали пуховки, большие и маленькие, с помощью которых пудрились точно так же, как в костюмных фильмах про старинную жизнь. 



Пудра "Маскарад" для нормальной и жирной кожи. Фабрика ВТО.
Дешевая пудря "Гвоздика". 1970-е.


Порошкообразные пудры делились по ка­честву на три группы: А, Б и В, а пудры ВТО считались отдельной группой. В группу А входили «Красная Москва». «Большой те­атр», «Манон», «Балет». К группе Б отно­сились «Лебяжий пух», «Маска», «Шипр», «Южная», к группе В — «Кармен», «Ландыш», «Аида» и многие другие самые дешевые виды. 



Плакат, рекламирующий цветочные пудры. 1940-1950-е.



Москвичка. С. М. Никиреев (1932-2007).  1964.


ВТО продавало следующие виды пудры: «Зо­лушка», «Ленинград», «Компактная», «Фести­валь», «Золотая осень».
Из этих перечислений следует, что ком­пактную пудру производила только малень­кая фабрика ВТО. Поэтому все советские женщины, желавшие  припудрить носик, могли это сделать, только если держали в сумочке коробочку-пудреницу куда сами насыпали пудру. Никакой специальной фа­брики, плана или программы производства пудрениц не было. Этим время от времени занимались артели и мастерские по изготовлению
пластмассовой и металлической галанте­реи. 



Фарфоровая пудреница в виде сидящей балерины.  СССР. 1920-е.



Фарфоровые пудреницы. 1920-1930.



Фарфоровая пудреница в виде отдыхающего мужчины. СССР. 1920-е.


В основном выпускали пудреницы су­венирного типа с изображением дендрария в Сочи, павильона метро «Парк культуры», «Медного всадника» в Ленинграде или эм­блемы МХАТ (чайка на фоне театрального занавеса). Такие изделия «под серебро» име­ли свою историю: их истоки — в довоен­ной продукции, замахнувшейся на большой стиль. Речь идет о настоящих серебряных пудреницах с гравировкой, изображавшей, например, теплоход «Челюскин», или о туа­летном наборе (зеркало с длинной ручкой и щетка для волос) из стали с посеребрен­ными рельефными картинками: Смольный, Моссовет и т. д. После войны не только сни­зился уровень качества таких вещей — они вышли за пределы художественного пространства, стали декларировать повседнев­ность и уже не посягали на «высокое».



Пудренница с гравировкой. 1950-е. 



Ручное зеркальце с выгравированным изображением Большого театра 
на обороте. 1930–1950-е.


Пудреницы из металла имели дорогой вид, но были тяжеловаты и в театральные сумочки, которые вошли в моду с 1946 г., не умещались. Поэтому аляповатые пластмассовые пудреницы казались предпочти­тельнее. Маленькие картонные коробочки с компактной пудрой имели один существен­ный недостаток — к ним не прилагалось ни пуховки, ни подушечки, так что приходилось класть в такую пудреницу ватный там­пон, который выглядел некрасиво.



Театральная сумочка


Театральные сумочки были редкостью и зачастую представляли собой художествен­ную ценность. Например, китайские могли иметь ручную вышивку и замочек из нефри­та. А сумочки из Германии и Чехии были очень блестящими и состояли из вручную смонтированных  стеклянных деталей «под старину». В такие маленькие сокровища кроме пудреницы клали по­маду и надушенный носовой платочек. Поэтому благоухала не только сама женщина, но и предметы, которые она держала в руках. Этот стиль был родом из XVIII—XIX вв. и дожил до конца 1950-х гг.



Афиша кинофильма "Весна". 1947.


В советском фильме «Весна» 1947 г. есть очень смешной эпизод, когда героиня по­падает на киностудию и гримерша «приме­ряет» ей различные формы губ, в том числе «Сексапил № 4». Губная помада в советские времена, с одной стороны, была продуктом, в состав которого входили натуральные ве­щества, и за их уровнем токсичности очень строго следили, а с другой — делалась по старинке, по многим позициям уступая луч­шим образцам французской или англий­ской продукции.



Пудра "Красный мак" и губная помада в металлическом пенале.


В состав помад входили жировая основа, краситель, наполнитель и отдушка. Жировая основа состояла из твердых, мазеобразных и жидких жиров. Так, для придания твердой консистенции в губные помады вводили це­резин (прим.1), для пластичности — пчелиный воск. Еще в производстве помад обязательно ис­пользовали спермацет (прим.2) для жирности, а вы­сокомолекулярные спирты придавали по­мадному мазку нежность, легкость.



Пластмассовая пудренница в виде ракушки. ГДР или Чехословакия. 1950-1970-е.


В отличие от состава парфюмерии ре­цепты косметической продукции были от­крытыми. Это правило косметической ин­дустрии — не скрывать составляющие своих изделий. Кроме того, помады, кремы, пудры в СССР хоть и отставали в использовании органической химии, зато в массе своей не вызывали аллергических реакций. Вообще, слово «аллергия» широкому кругу населения не было знакомо.

_________________

1. Церезин (eeresin, paraffinum solidum) — смесь углеводородов, получаемых при переработке нефти и сланцевого масла. Это плотная масса кристаллической структуры, без запаха и вкуса, слегка жирная. Имеет белый, светло-желтый, темно-коричневый цвет. 

2. Спермацет (cctaceum spermaeeti) — воскоподобное вещество, получаемое из жира особых полостей черепа кашалота. Ланолин (lanolinum anhydrieum) — жироподобное вещество, получаемое путем смыва овечьей шерсти.

М. Колева. 
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"

 

Категория: История советской парфюмерии | Просмотров: 44 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Парфюмерия, пудра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar