Пудреницы с гравировкой (станция метро "Комсомольская" в Москве и Медный всадник в Ленинграде). 1950-е.
Вокруг парфюмерии всегда вертелось множество вещиц, связанных с модой. Самой знаменитой из них была пудра, многовековая спутница обольщения. До недавнего времени считалась красивой именно белая матовая кожа. Среди юморесок Антоши Чехонте (А. П. Чехова), представляющих собой подписи к рисункам, есть такая: на картинке изображена хорошенькая молодая женщина, сидящая перед зеркалом, под картинкой — текст диалога:
— Какая у вас беленькая шейка!
— У меня и все тело такое, честное слово!..
Пудрить лицо, шею и плечи продолжали и после появления в 1920-х гг. моды на загар. Статус пудры хоть и пошатнулся, но позиций своих она не сдала.
При советской парфюмерно-косметической изоляции от западноевропейских изделий и разработок пудра в СССР на протяжении 50 лет имела классический и неизменный состав: «...измельченный в тончайший порошок тальк. Окись цинка, двуокись титана, мел, белая глина, бентонит и прочие минеральные и растительные (крахмалы) вещества». Лучшей пудрой всегда считалась рисовая, потому что она очень мелкая и подсушивает кожу, придавая ей желанный матовый оттенок.
Пудра фабрики Dzintars. 1950 -1970-е.
Советские парфюмерные фабрики выпускали порошкообразные пудры, компактные (с 1958 г.), жидкие тональные (с I960 г.), крем-пудры (с 1960-х гг.). В начале 1960-х фабрика Всероссийского театрального общества (ВТО) изготовляла крем-пудру пяти тонов: белая, рашель (желтоватая), телесная, розовая и персиковая. Магазин ВТО, где помимо косметики продавались книги о театре, театральная бутафория и пр., находился на улице Горького в Москве.
Металлические пудренницы с гравировкой. 1950-е.
Жидкие пудры были расфасованы в стеклянные бутылочки наподобие аптечных. Их называли «болтушками», потому что перед употреблением взвесь на дне следовало перемешать с растворителем, встряхнув бутылочку. Наносили такую пудру ватным тампоном.
Самой большой популярностью пользовалась порошкообразная пудра, поэтому в том же магазине ВТО или с рук покупали пуховки, большие и маленькие, с помощью которых пудрились точно так же, как в костюмных фильмах про старинную жизнь.
Пудра "Маскарад" для нормальной и жирной кожи. Фабрика ВТО.
Дешевая пудря "Гвоздика". 1970-е.
Порошкообразные пудры делились по качеству на три группы: А, Б и В, а пудры ВТО считались отдельной группой. В группу А входили «Красная Москва». «Большой театр», «Манон», «Балет». К группе Б относились «Лебяжий пух», «Маска», «Шипр», «Южная», к группе В — «Кармен», «Ландыш», «Аида» и многие другие самые дешевые виды.
Плакат, рекламирующий цветочные пудры. 1940-1950-е.
Москвичка. С. М. Никиреев (1932-2007). 1964.
ВТО продавало следующие виды пудры: «Золушка», «Ленинград», «Компактная», «Фестиваль», «Золотая осень».
Из этих перечислений следует, что компактную пудру производила только маленькая фабрика ВТО. Поэтому все советские женщины, желавшие припудрить носик, могли это сделать, только если держали в сумочке коробочку-пудреницу куда сами насыпали пудру. Никакой специальной фабрики, плана или программы производства пудрениц не было. Этим время от времени занимались артели и мастерские по изготовлению
пластмассовой и металлической галантереи.
Фарфоровая пудреница в виде сидящей балерины. СССР. 1920-е.
Фарфоровые пудреницы. 1920-1930.
Фарфоровая пудреница в виде отдыхающего мужчины. СССР. 1920-е.
В основном выпускали пудреницы сувенирного типа с изображением дендрария в Сочи, павильона метро «Парк культуры», «Медного всадника» в Ленинграде или эмблемы МХАТ (чайка на фоне театрального занавеса). Такие изделия «под серебро» имели свою историю: их истоки — в довоенной продукции, замахнувшейся на большой стиль. Речь идет о настоящих серебряных пудреницах с гравировкой, изображавшей, например, теплоход «Челюскин», или о туалетном наборе (зеркало с длинной ручкой и щетка для волос) из стали с посеребренными рельефными картинками: Смольный, Моссовет и т. д. После войны не только снизился уровень качества таких вещей — они вышли за пределы художественного пространства, стали декларировать повседневность и уже не посягали на «высокое».
Пудренница с гравировкой. 1950-е.
Ручное зеркальце с выгравированным изображением Большого театра
на обороте. 1930–1950-е.
Пудреницы из металла имели дорогой вид, но были тяжеловаты и в театральные сумочки, которые вошли в моду с 1946 г., не умещались. Поэтому аляповатые пластмассовые пудреницы казались предпочтительнее. Маленькие картонные коробочки с компактной пудрой имели один существенный недостаток — к ним не прилагалось ни пуховки, ни подушечки, так что приходилось класть в такую пудреницу ватный тампон, который выглядел некрасиво.
Театральная сумочка
Театральные сумочки были редкостью и зачастую представляли собой художественную ценность. Например, китайские могли иметь ручную вышивку и замочек из нефрита. А сумочки из Германии и Чехии были очень блестящими и состояли из вручную смонтированных стеклянных деталей «под старину». В такие маленькие сокровища кроме пудреницы клали помаду и надушенный носовой платочек. Поэтому благоухала не только сама женщина, но и предметы, которые она держала в руках. Этот стиль был родом из XVIII—XIX вв. и дожил до конца 1950-х гг.
Афиша кинофильма "Весна". 1947.
В советском фильме «Весна» 1947 г. есть очень смешной эпизод, когда героиня попадает на киностудию и гримерша «примеряет» ей различные формы губ, в том числе «Сексапил № 4». Губная помада в советские времена, с одной стороны, была продуктом, в состав которого входили натуральные вещества, и за их уровнем токсичности очень строго следили, а с другой — делалась по старинке, по многим позициям уступая лучшим образцам французской или английской продукции.
Пудра "Красный мак" и губная помада в металлическом пенале.
В состав помад входили жировая основа, краситель, наполнитель и отдушка. Жировая основа состояла из твердых, мазеобразных и жидких жиров. Так, для придания твердой консистенции в губные помады вводили церезин (прим.1), для пластичности — пчелиный воск. Еще в производстве помад обязательно использовали спермацет (прим.2) для жирности, а высокомолекулярные спирты придавали помадному мазку нежность, легкость.
Пластмассовая пудренница в виде ракушки. ГДР или Чехословакия. 1950-1970-е.
В отличие от состава парфюмерии рецепты косметической продукции были открытыми. Это правило косметической индустрии — не скрывать составляющие своих изделий. Кроме того, помады, кремы, пудры в СССР хоть и отставали в использовании органической химии, зато в массе своей не вызывали аллергических реакций. Вообще, слово «аллергия» широкому кругу населения не было знакомо.
_________________
1. Церезин (eeresin, paraffinum solidum) — смесь углеводородов, получаемых при переработке нефти и сланцевого масла. Это плотная масса кристаллической структуры, без запаха и вкуса, слегка жирная. Имеет белый, светло-желтый, темно-коричневый цвет.
2. Спермацет (cctaceum spermaeeti) — воскоподобное вещество, получаемое из жира особых полостей черепа кашалота. Ланолин (lanolinum anhydrieum) — жироподобное вещество, получаемое путем смыва овечьей шерсти.
М. Колева.
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
|