Флакон и коробка из-под духов, созданных в единственном экземпляре к юбилею фабрики "Новая Заря". 1968.
В 1960-1970-х годах в СССР появляются новые парфюмерные фабрики. Итоги их деятельности были разные. Как говорят химики, «на выходе» они имели от очень скромного до ничтожного результата. Самой известной стала фабрика «Уральские самоцветы» в Свердловске, работавшая на базе оставленной после возвращения в Москву из эвакуации фабрики «Новая Заря». Можно сказать, что это производство стало малым филиалом московского и выпускало в основном тот же самый ассортимент.
Одеколон "Украина". Харьков. 1950-1960-е.
На Украине работали два очень небольших предприятия: в городе Николаеве (фабрика «Алые паруса») и в Харькове. Наиболее экзотическими были фабрики в Тбилиси и Ташкенте. Имелись попытки наладить изготовление духов и одеколонов в Краснодаре, Львове и Кишинёве. Работала маленькая фабрика в Таллине. Из названий духов, выпущенных в разные годы, можно упомянуть следующие: «Весенний Харьков», «Вечер во Львове», «Днипро», «Карпаты», «Киев», «Кубанская весна», «Любимый Краснодар», «Львов», «Родной Харьков», «Украина», «Цветы Кубани», «Шахразада», «Наири».
Эстонская фабрика выпускала и так называемые детские духи, расфасованные во флаконы в виде птичек и зверушек.
Попытка расширить парфюмерное производство в СССР была очень формальной, не учитывала многих особенностей такого древнего ремесла, как парфюмерия.
Флаконы из-под духов "Эллада". 1940-1960-е.
В местах, где создавались фабрики, не было никаких традиций составления парфюмерных композиций. Сотворение духов рассматривалось только как задача из области народного хозяйства. Можно утверждать, что снижению статуса советской парфюмерии эти скороспелые фабрики содействовали сполна. И, хотя некоторые специалисты, работавшие в советской парфюмерной индустрии, винят во всем нехватку сырья и устаревшее оборудование, само отношение к парфюмерии как к обычному делу, лишенному тысячелетнего потенциала, перечеркнуло все решения властей насытить парфюмерный рынок и подарить местным начальникам некий суверенитет в этом виде «хозяйственной деятельности». Как написал Маяковский, «...лодка разбилась о быт». В данном случае не «любовная лодка», как у поэта, а простенькая лодочка, попытавшаяся плыть без воды.
Но не все в этих производствах было невысокого качества. Прежде всего это относится к украинским фабрикам, использовавшим натуральное сырье: эфирные масла Крыма, продукты животного происхождения — спермацет и амбру, которые добывались китобойной флотилией «Советская Украина». После запрета на лов китов, а впоследствии в связи с общественными переменами 1990-х все эти предприятия были или ликвидированы, или перепрофилированы.
Парфюмерным производством сегодня занимаются только фабрика Nouvelle Etoile в Москве и Dzintars в Риге. Ленинградская фабрика «Северное сияние» прекратила свое существование, а «Уральские самоцветы» в Свердловске (ныне Екатеринбург) принадлежат иностранному владельцу и выпускают только косметику.
Парфюмерный подарочный набор Souvenir de Luxe от фабрики Florena. ГДР. 1968-1989.
Казалось бы, нет ничего проще, чем наладить производство, следуя всем наработкам парфюмерной промышленности и используя знания дипломированных специалистов — химиков и ботаников. Но в самой этой идее строить на пустом месте был изъян. Создать особенные, качественные композиции на новых фабриках не смогли. Выпускаемые духи не имели своего лица, были на что-то похожи, не пользовались успехом у покупателей. Но тени великих русско-французских парфюмеров еще не исчезли окончательно и ждут своего часа.
М. С. Колева
"Парфюмерия и косметика. Советский стиль"
Остались в прошлом уникальные ароматы, созданные московским французом Августом Мишелем легендарная "Красная Москва", получившая в наследство уникальные, невероятные по богатству тонов и полутонов оттенки аромата духов "Любимый букет императрицы"; и духи "Манон", с необычайно-свежим зелено-ландышевым, с теплом полевой гвоздики ароматом, названные французским женским именем.
|