23:17 НЕ СВИСТИ, А ТО УТОНЕШЬ... СУЕВЕРИЯ МОРЕХОДОВ | |
Еще в мире никто не смог "переплюнуть "морских волков" по количеству легенд, ритуалов и суеверий... Ни в коем случае нельзя было менять конструкцию судна после окончания его постройки, что, кстати, актуально и сейчас - ведь все уже рассчитано профессионалами и разного рода "здесь - отрезать, тут - добавить" могут только навредить. Поросята, зайцы, священники и рыжие девственницы на верфь не допускались. Насчет поросят и зайцев трудно сказать, почему, а вот рыжие, считалось, обладали дурным глазом. Священники приходили только освящать готовый корабль, их более раннее появление могло привлечь нечистую силу к еще беззащитному остову. На кораблях американского военного флота до сих пор отправляют новичков в самый глухой угол трюма с наказом: отыскать и надраить до блеска якобы имеющуюся там золотую заклепку. Этот обычай пошел с тех времен, когда мастера "на счастье" закладывали золотые монеты в киль при постройке корабля. Ну а что касается суеверий самих моряков... Сей анекдот, как ни странно, имеет под собой историческую основу. Начиная примерно с XVI века (и по наши дни)рыбаки из Сен-Мало, города, бывшего когда-то пиратской столицей Франции, первую пойманную за сезон рыбину "напаивали" вином и отпускали в море. Считалось, что запах алкоголя привлечет других рыб и заманит их в сети. Но это одно из немногих суеверий, имеющее под собой, так сказать, меркантильную основу. Большинство же поверий и ритуалов существовало для того, чтобы оградить корабль и его команду от гибели. К примеру, англичане искренне считали, что любой упавший за борт деревянный предмет, будь то весло или пробка от бочки, является предвестником кораблекрушения. И единственный способ предотвратить беду - не мешкая выловить деревяшку из воды и убрать от борта подальше. Правда, были и исключения. Скажем, лучший способ вызова ветра - выкинуть старую корабельную швабру в море. Но если швабра упадет за борт случайно - это очень плохая примета. Если лишней швабры на судне нет. то достаточно просто побултыхать ее за бортом, а как только подует ветер - сразу убрать в трюм, чтобы не гневить зря морских богов. Если свист и поскребывание результатов не давали, то, стало быть, на борту судна находится грешник, которого необходимо "вычислить" и заставить покаяться. В эту примету верили даже пираты, имеющие, как мы понимаем, достаточно специфическое понятие о грехе. В любом случае, обнаруженный, но не желающий каяться грешник мог получить и ножом под ребро. Еще, чтобы вызвать попутный ветер, можно использовать заговор. Моряки наговаривают имена всех ветров, делая при этом насечки на небольшой палочке. Затем кормчий бросает эту палочку за спину в море, произнося при этом ласковые слова "нужному" ветру и всячески ругая "ненужный". Если , наоборот, необходимо "отогнать" шторм в сторону, то капитан мог достать из ножен меч (или морской кортик) и постучать им по борту с той стороны, с которой ожидался приход стихии. Но данное действие мог производить только капитан корабля. Уникальный способ избавиться от противного ветра применяли моряки Индонезии. Поскольку боги ветров в их представлении являлись существами женского пола, со всеми свойственными дамам достоинствами и недостатками, индонезийские мореходы... раздевались догола и демонстрировали в полной мере свои достоинства встречному ветру. Застеснявшись подобного бесстыдства, леди-буря просто обязана была свернуть в сторону либо поменять направление на попутное. Семьи британских рыбаков обязательно держали в доме черных кошек - считалось, что они способны "сохранять" хорошую погоду во время промысла. Близкие родственники французских рыбаков лепили кораблики из хлеба, чтобы те охраняли настоящие суда, ушедшие в открытый океан. Жена, провожая мужа в море, должна обязательно погладить рукой воротник его форменной одежды - ради счастливого возвращения. Моряк мог и сам привлечь на свою сторону удачу, перед выходом из дома погладив лобок жены или подружки, - этот ритуал носит название "поладить булочку". А вот если датским "морским волкам" по пути к кораблю попадалась женщина в белом фартуке, то ее необходимо было обойти далеко стороной, иначе гибель корабля неминуема. Скандинавы никогда не начинали постройку судна в четверг, так как этот день Тора - господина бурь и бога грома и штормов. Злосчастная пятница также у викингов не котировалась - этот день принадлежал богине Фригг, знающей все заранее, способной, но не желающей предотвращать беды, что морякам было крайне неприятно. Самый показательный случай "пятничного" суеверия произошел со шхуной "Томас Лоусон" в 1907 году. В считанные часы этот огромный семимачтовый корабль, шедший в сторону Ла-Манша, превратился в бесформенный кусок железа, "повстречавшись" с прибрежными скалами острова Аннет. Мало того, что катастрофа произошла в пятницу 13 декабря, так и само имя корабля уже сулило беду. Ведь Томас Лоусон - автор хорошо всем известной книги "Пятница, тринадцатое"... | |
|
Всего комментариев: 0 | |