11:00 Хозяйка Медной горы. История советской парфюмерии | |
Никогда в практике создания советских духов группы экста литература, музыка, кино и парфюмерия не были связаны так тесно, как это случилось с духами "Каменный цветок".
В послевоенные годы выдающийся русский композитор Сергей Прокофьев написал музыку к балету "Каменный цветок" (1948-1950) по сказам Бажова, где танцевали Марина Семенова и Галина Уланова. А сразу же после Победы, в 1946 году, на экраны вышел фильм-сказка "Каменный цветок". Роль Хозяйки Медной горы – волшебной хранительницы сокровищ Урала – сыграла очень красивая молодая актриса Тамара Макарова. Сероглазая, темноволосая, статная, она блистала не только на экране. "В те годы она появлялась на дипломатических приемах в длинном платье из серо-голубого шелка, украшенном спереди драпировкой и оригинальным декольте на диафрагме" (из неопубликованных воспоминаний посла Болгарии в СССР в 1949-1954 годах Стеллы Благоевой). Когда в середине 1950-х перед "Союзпарфюмерпромом" была поставлена задача создать духи, которые могли бы достойно представить Советский Союз на торгово-промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году, выбор пал на творчество Бажова и музыку Прокофьева. Работа над новым ароматом была поручена Павлу Иванову – главному парфюмеру "Союзпарфюмерпрома". Не нужно забывать, что Иванов был не просто самым титулованным специалистом в отрасли, но и учеником самого Августа Мишеля. Преемственность, столь необходимая в парфюмерном деле, оказалась соблюдена. В помощницы Иванов пригласил очень талантливую В. Грибанову из первого выпуска курсов по подготовке парфюмеров. Превращение зрительных образов мерцающего мира драгоценных кристаллов в обонятельное разнообразие духов было, вероятно, очень сложным. Иванов и Грибанова выбрали направление, которое называется шипровым – по созданным еще в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти духам "Шипр" (Chipre – фр. Кипр). Йозеф Штефан Еллинек писал: "Некоторые духи возникают путем добавления к известному аккорду какого-нибудь неожиданного нюанса. Так, например, классическую ноту Chipre, разработанную Коти и за семьдесят лет ничуть не утратившую оригинальность, Герлен в духах Mitcouko обогатил персиковым оттенком.
Вопрос в том, почему Павел Иванов, наверняка знакомый с парфюмерной модой Парижа 1940-1950-х годов (это были в основном цветочные запахи – от L'air du Temps Нины Риччи 1947 года или диоровских Miss Dior того же 1947 года до Diorissimo 1956 года), все-таки склонился в пользу шипрового аромата. Видимо, цветочное направление считалось в советской парфюмерии Золушкой на балу глубоких и торжественных ароматов, навеянных еще Августом Мишелем. Возможно, и ответственность самой задачи диктовала что-то традиционное. Не меньшей заботой, чем аромат, было создание коробочки и флакона. Коробка, которая имитировала распускающийся цветок из малахита, была выполнена из зеленой и золотистой бумаги и полностью соответствовала как литературному прообразу, так и аромату. Можно сказать, что коробочка для духов "Каменный цветок" была замечательным образцом искусства дизайна. Флакон был задуман очень интересно, но по каким-то причинам в розницу попали невыразительные бутылочки из грязновато-серого стекла. Конечно, выставочные экземпляры были другими. Самое невероятное, что Гран-при "Каменный цветок" получил вовсе не за то, что сделало его таким известным в Советском Союзе (сказы П. Бажова, балет С. Прокофьева, фильм с участием Тамары Макаровой), а за аромат. Никакого ажиотажа в нашей стране вокруг этих духов не наблюдалось: модницы считали их устаревшими, для молодежи они были слишком дорогими и обязывающими. Довольно быстро, к концу 1970-х, их перестали производить. История с этими знаменитыми духами, которые, бесспорно, являются национальным культурным наследием, не просто занимательна, но и поучительна. Как сохранить не только в памяти культуры, но и в материальном виде те или иные великие духи? В этом смысле можно поучиться у французов: и в Париже, и в Грассе устроены замечательные музеи парфюмерии.
Тогда, на Брюссельской выставке, Гран-при получил не один "Каменный цветок": СССР представил духи хоть и имевшие некоторую репутацию на Западе, но никогда не отмечавшиеся наградами. К 1958 году специалисты в области парфюмерии имели о духах "Красная Москва" очень приблизительное представление. Увиденное, или, как говорят парфюмеры о запахах – "услышанное", их поразило. Всем стало ясно, что это не просто классика или очень сложная композиция, но поистине великие духи. Духи на все времена. В этом, однако, почтенное жюри, состоявшее из прославленных парфюмеров, ошиблось: не прошло и нескольких десятилетий, как сначала по причине очень большго тиража, а затем смены приоритетов "Красная Москва" завершила свое существование. Флакончики, которые предлагаются в наше время, с тем же названием на этикетке и в похожих на старые коробочках, – это дешевый товар для тех, кто еще помнит прежние духи... М. С. Колева | |
|
Всего комментариев: 0 | |