11:43 Яркое индийское солнце в советской парфюмерии | |
В 1955 году в СССР приехал Джавахарлал Неру. Впоследствии, при Индире Ганди, отношения между нашими странами стали очень дружественными. Это отразилось не только на внешней политике, но и на жизни обычных людей. В самом начале 1970-х в Москве открылся магазин индийских товаров "Ганг". Его роль в истории советской бытовой культуры и моды очень велика.
Советская парфюмерная индустрия обогатилась уникальным природным сырьем для создания самых дорогих типов духов. Можно было ожидать какого-то прорыва со стороны ведущих парфюмеров, новых стильных духов восточного направления. Но было выпущено всего три наименования: "Амбра", "Индийские", "Индийский сандал" (фабрика "Новая Заря", Москва).
Советские духи "Амбра" лишь в названии обозначили этот шедевр и загадку природы. Ученые до сих пор спорят о том, что это за вещество. То ли кашалоты его отрыгивают, то ли это их выделения. Амбру находят в виде кусков в местах скопления этих млекопитающих или на берегу после прибоя. Существует три вида амбры: белая, серая и черная. В парфюмерии используют белую. Она источает пряно-восковой запах. Наличие натуральной амбры в парфюмерной композиции гарантируют ей ноты свежести, отголосок запаха морской воды.
Не дотянули даже до "Красного мака" (1927 год), хотя имели доступ к великолепным индийским маслам и экстрактам. Утрата традиций и следование госзаказу свели на нет все попытки. Советские духи восточного направления не имели никакого отношения к творческому поиску, их ароматы были очень простыми, чересчур пряными и навязчивыми. Глубокий, богатый оттенками восточный аромат создать так и не получилось. А потом в аптеках стали появляться маленькие одинаковые бутылочки из темного стекла с эфирными маслами.
Советские люди, очень далекие от рекламы и перепроизводства товаров (в стране царил дефицит на все), приняли эти флакончики за целебные индийские эфирные масла. Слово "Индия" в русском коллективном сознании всегда отождествлялось с невероятным богатством растительного мира, с древней традицией лечения эфиромасличными растениями. На самом деле в бутылочках содержались природные (зачастую и синтетические) душистые вещества вовсе не из Индии, в "с миру по нитке", к тому же не имевшие никакого медикаментозного эффекта. Это был очень успешный маркетинговый ход ряда западных производителей, которые с конца 1960-х использовали таким образом не только доверчивость покупателей, но и репутацию народной медицины Востока.
Через несколько десятилетий после первого появления у нас индийской моды в костюме, украшениях, кинематографе, музыке, кулинарии, текстиле и парфюмерии, к удивлению культурологов и радости торговцев, она только ширится. Возможно, это связано с ростом влияния Индии как государства, со средствами массовой информации и Интернетом. М. С. Колева | |
|
Всего комментариев: 0 | |