11:43
Яркое индийское солнце в советской парфюмерии

 

В 1955 году в СССР приехал Джавахарлал Неру. Впоследствии, при Индире Ганди, отношения между нашими странами стали очень дружественными. Это отразилось не только на внешней политике, но и на жизни обычных людей. В самом начале 1970-х в Москве открылся магазин индийских товаров "Ганг". Его роль в истории советской бытовой культуры и моды очень велика.
Те москвичи и приезжие, которые не имели доступа к валютным магазинам – а таких было большинство, – могли, постояв четыре-пять часов в очереди, купить джинсы, одежду из хлопка и шелка с очень красивым, зачастую вручную набитым узором или вышивкой. Под стеклом витрин лежали самые настоящие рукотворные шали из Кашмира, бусы из полудрагоценных камней – аквамарина, граната, опала, сердолика. Этот заморский рай имел особенный запах, источавшийся натуральными текстильными красителями, резными ширмами и шкатулками из гималайского кедра, ароматическими палочками. В атмосфере восточной сказки, среди переливающихся орнаментов со знаменитыми "огурцами" родилось новое поветрие – мода на индийский традиционный текстиль, пряности, эфирные масла.

 


Индийское эфирное масло и ароматическая свеча.

 

Советская парфюмерная индустрия обогатилась уникальным природным сырьем для создания самых дорогих типов духов. Можно было ожидать какого-то прорыва со стороны ведущих парфюмеров, новых стильных духов восточного направления. Но было выпущено всего три наименования: "Амбра", "Индийские", "Индийский сандал" (фабрика "Новая Заря", Москва).

 


Кусок амбры и индийская масляная лампа.

 

Советские духи "Амбра" лишь в названии обозначили этот шедевр и загадку природы. Ученые до сих пор спорят о том, что это за вещество. То ли кашалоты его отрыгивают, то ли это их выделения. Амбру находят в виде кусков в местах скопления этих млекопитающих или на берегу после прибоя. Существует три вида амбры: белая, серая и черная. В парфюмерии используют белую. Она источает пряно-восковой запах. Наличие натуральной амбры в парфюмерной композиции гарантируют ей ноты свежести, отголосок запаха морской воды.
Очень странно – ни мода на индийский стиль, ни наличие высококачественных эфирных масел никак на парфюмерной продукции не отразилось. Более того, в 1960-1970-х годах очень заметно стало "просачивание" западной моды в СССР, в том числе в парфюмерию. И мода хиппи, и голливудский глянец явственно присутствовали в советской жизни. В советских газетах в 1962 году даже были опубликованы сообщение о смерти Мэрилин Монро и ее фотография. "Союзпарфюмерпром", вопреки моде избегавший "чуждых веяний" Запада, так и не смог подняться до уровня парфюмерии восточной.

 

 

Не дотянули даже до "Красного мака" (1927 год),  хотя имели доступ к великолепным индийским маслам и экстрактам. Утрата традиций и следование госзаказу свели на нет все попытки. Советские духи восточного направления не имели никакого отношения к творческому поиску, их ароматы были очень простыми, чересчур пряными и навязчивыми. Глубокий, богатый оттенками восточный аромат создать так и не получилось. А потом в аптеках стали появляться маленькие одинаковые бутылочки из темного стекла с эфирными маслами.

 

 

Советские люди, очень далекие от рекламы и перепроизводства товаров (в стране царил дефицит на все), приняли эти флакончики за целебные индийские эфирные масла. Слово "Индия" в русском коллективном сознании всегда отождествлялось с невероятным богатством растительного мира, с древней традицией лечения эфиромасличными растениями. На самом деле в бутылочках содержались природные (зачастую и синтетические) душистые вещества вовсе не из Индии, в "с миру по нитке", к тому же не имевшие никакого медикаментозного эффекта. Это был очень успешный маркетинговый ход ряда западных производителей, которые с конца 1960-х использовали таким образом не только доверчивость покупателей, но и репутацию народной медицины Востока.
Мистификация с темными бутылочками возымела свои плоды – началась мода на локальные ароматы. При этом знаменитое сандаловое масло (отгонку из древесины сандалового дерева индусы освоили за 500 лет до европейцев) с его  изысканным, тонким, терпким ароматом, аирное и пачулевое масла практически не продавались. Попытка советской парфюмерной промышленности соответствовать запросам общества не удалась, но это не повлияло на моду на индийские ароматы.

 

 

Через несколько десятилетий после первого появления у нас индийской моды в костюме, украшениях, кинематографе, музыке, кулинарии, текстиле и парфюмерии, к удивлению культурологов и радости торговцев, она только ширится. Возможно, это связано с ростом влияния Индии как государства, со средствами массовой информации и Интернетом.

М. С. Колева
"Советский стиль. парфюмерия и косметика"

Категория: История советской парфюмерии | Просмотров: 59 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: парфюмерия СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar