12:22
Женский образ в Прекрасную эпоху как причудливый цветок


Ф. Фурнери. Элегантная дама, одетая по последней моде Belle Èpogue. 1900

В конце XIX века все больше женщин получали образование и самостоятельно зарабатывали на жизнь – они уже не походили на комнатные растения, скромно цветущие в семейном кругу. А те, кого все-таки можно сравнить с цветами, напоминали цветы экзотические, изнеженные и изысканные

 


Фрэнк Бернард Дикси (1853 — 1928). Портрет леди Хиллингдон. 1905

 

В эпоху модерна и в архитектуре, и в декоративно-прикладном искусстве, и в моде главным становится обращение к природным формам – асимметричным, причудливо изогнутым. Источником вдохновения для художников служат растения с длинными извивающимися стеблями и листьями: водяные лилии, ирисы, орхидеи, – птицы с гибкими шеями (лебеди, цапли, павлины). Первую скрипку играет линия, плавная, текучая, струящаяся, чувственная. И женский силуэт Прекрасной эпохи определяет  именно такая линия – нарочито искусственная, вычурная, изогнутая в форме буквы S. Создавалась она за счет жесткого корсета, очень сильно утягивающего талию и делающего бедра и грудь визуально объемнее. Начинала эту линию пышная шляпа, а завершал  небольшой шлейф на юбке. Дам в платьях того времени сравнивали с перевернутым чашечкой вниз цветком – увядающим, с надломленным стеблем.

 


 Виктор Карлович Штемберг (1863-1921). Портрет Софьи Михайловны Раевской.

 

Образ цветка воплощался не только в изогнутом силуэте. Очень часто и ткани украшались флореальными мотивами, например сложной вышивкой или кружевом с цветочным узором изысканного рисунка. Тонкие полупрозрачные ткани вечерних платьев, словно стекающие мягкими потоками драпировок и шлейфов, трепетали, как нежные лепестки. На шляпах и платьях красовались искусственные цветы из разноцветного шелка – а порой и живые, придававшие  особое очарование образу. Среди всего этого богатства флоры попадались и бабочки или стрекозы – сверкающие драгоценные украшения или неяркая вышивка на платье. Естественно, что даме полагалось  и благоухать как цветок.

 


Эмиль Вернон. Зимняя красота, 1910 год.

 

С таким нежным созданием, разумеется, и обращаться требовалось деликатно. Прекрасная эпоха (Belle Èpogue) считается эрой галантности, вежливости, изысканных манер, обходительных встреч и любовных авнтюр. Это было время обольстительных женщин с царственной осанкой и плавными движениями, казавшихся воздушными и неземными, загадочными и непостижимыми, как те волнующие образы, что создавали художники модерна.

 


Лавери Джон. Эвелин Фаркуар. 1906

 

Красота, как известно, требует жертв – и в Прекрасную эпоху женщины порой вынуждены страдать не на шутку ради того, чтобы сооответствовать модному образу. Многослойные наряды с чрезмерно длинными неудобными юбками оказываются довольно тяжелыми, не говоря уж о гигантских шляпах. Вдохнуть полной грудью дама тоже не в состоянии: корсет сдавливает грудную клетку, а высокий воротник тесно обхватывает шею. И даже в летнюю жару модницы носят совершенно закрытое платье.

 


Худ. Маковский Константин Егорович (1839-1915)

 

Хотя корсет подчеркивает формы тела, ткань платья прячет все, что только можно. Днем благопристойная дама задрапировывается букально с головы до пят. Шею скрывают высокие воротники-стойки, заставляющие держать голову очень прямо, а шлейф не позволяет увидеть даже краешек туфельки. Декольтированные наряды с укороченными рукавами надеваются лишь вечером, в театр или на прием.

Как и прежде, в любое время года для дамы немыслимо показаться на улице без головного убора. В моду входят "сложносочиненные" пышные шляпы, порой достигающие невероятных размеров и немалого веса. Их изготавливают  из разных материалов со всевозможной отделкой: лентами, кружевом, разнообразными тканями, птичьими перьями, блестками, цветами. Искусственные цветы с листьями, особенно розы и фиалки (а порой и одни только листья), – излюбленное украшение для летней, соломенной шляпы.

 


Альфред Стевенс (1823-1906) 

 

В солнечный сезон дама не выходит из дому без летнего зонтика, затеняюшего лицо и позволяющего сохранять томную бледность. Такие зонты бывают самых разных оттенков, как правило светлых, и делаются из шелка или кружев, с оборочками, иногда с лентами и кистями. Благодаря очень длинной ручке зонтик можно использовать как трость или эффектно подчеркнуть им элегантно изогнутый силуэт. Ручка, выполненная из кости, серебра или даже камня, украшается цветочными мотивами, головками животных. На дачах и курортах встречаются китайские и японские зонтики из расписанного шелка или бумаги на бамбуковом каркасе. Дождевые зонтики, появившиеся в женском гардеробе только в 18790е годы, обычно делают темных тонов, часто с каймой контрастного цвета.

Ист. журнал "История моды"
Вып. 2. 2016

Категория: Мода. Стиль История моды | Просмотров: 68 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: эпоха модерна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar