Ахилл Бельтраме. Модное времяпрепровождение на катке. Иллюстрация к ежедневной газете 1907 года
Пока моду диктовал Париж, дамам приходилось приносить немалые жертвы во имя красоты, но понемногу завоевывал популярность и английский стиль, ставивший превыше всего удобство. Он приспосабливал моду к происходившим изменениям в образе жизни, вызванным эмансипацией, развитием гигиены, а главное — всеобщим увлечением спортом. Уже появилась особая одежда для активного времяпрепровождения и путешествий — просторные блузы, укороченные юбки и шаровары-блумеры, щадящие корсеты, предназначенные для спорта и отдыха. Впрочем, многие женщины даже на каток выходили в привычных модных нарядах, разве что с юбкой чуть покороче.
Отказ от жестких корсетов был уже не за горами, но в конце XIX века дамы все еще закованы в привычные тиски, создававшие столь соблазнительный изогнутый силуэт. На эротичность образа работают и остальные предметы женского белья. Тонкие воздушные сорочки, пикантные панталончики, трепетные нижние юбки, облегающие шелковые чулки, ленточки, бантики — все создано для утонченного соблазнения! В эту эпоху дамское десу (фр. dessous — нижнее белье) превратилось в настоящее искусство, переживая свой последний взлет.
Корсет
Корсет можно назвать стержнем женской фигуры Прекрасной эпохи: сильно утягивая талию, он подчеркивал грудь и бедра. До этого в разные периоды женский силуэт смотрелся наиболее выгодно то только в фас, то в профиль, а теперь он выглядел выразительно в любом ракурсе. «Прямой фронт» корсета опускал спереди линию талии ниже ее естественного положения, а сзади — поднимал выше, делая S-образный изгиб еще заметнее. Удлиненный таким образом торс позволял расположить на лифе платья разнообразные накладные элементы, зрительно увеличивающие бюст: пышное жабо, кружевные кокетки, ряды плиссированных оборок, наплывающую над поясом драпировку лифа (так называемую «голубиную грудь»).
К нижней части корсета обычно крепились подвязки для чулок. Корсеты не только сдавливали тело, деформируя внутренние органы и затрудняя дыхание, — нередко косточки в корсете ломались, больно впиваясь страдалице в бока. Иной раз талию утягивали до невероятного обхвата в 42-45 сантиметров — трудно понять, как модницы умудрялись дышать в своем панцире. При необходимости для увеличения объема бюста использовались специальные подкладки — с косточками или мягкие, сделанные из нескольких рядов кружевных оборок. С помощью подкладок можно было также увеличить бедра и ягодицы.
Купальный костюм
Раньше дамы купались в плетеных кабинах, скрываясь от постороннего взгляда, а если и появлялись на общем пляже, то в довольно пышном и очень неудобном костюме, закрывавшем все тело. На рубеже веков купальные костюмы сильно упростились, превратившись в комбинезоны длиной до колен, сочетавшие панталоны и юбку, — в этой одежде уже действительно можно было плавать. Такие костюмы обнажили руки почти до плеч, что тогда казалось довольно смелым. Часто они шились в «морском» стиле, с широким матросским воротником. Обычно к ним надевали специальную пляжную обувь на плоской подошве, а порой и шляпу. Мужской купальный костюм был гораздо проще и удобнее, представляя собой хлопчатобумажное или шерстяное трико, как правило, в полоску.
Прекрасные дамы эпохи модерна шествовали, «дыша духами и туманами», — легкий цветочный аромат был необходимым дополнением к образу элегантной женщины. Использовать резкие духи считалось дурным тоном, рекомендовалось избрать себе какой-то один запах — резеды, ландыша, сирени — и умеренно спрыскивать им белье, одежду, письма и т. п. Популярны были и цветочные эссенции для освежения лица, их наносили с помощью пульверизатора. Считалось, что они благотворно влияют на цвет лица и смягчают кожу. А в качестве дезодорантов применялись специальные душистые подмышники, которые подшивались в пройму закрытого платья и издавали цветочный запах.
Владимир Первунинский. В осеннем саду.
Мужчины тоже пользовались духами — сильные ароматы (или одеколон, который тогда называли «кёльнской водой») рекомендовались для курильщиков, чтобы перебить неприятный запах табака.
"История моды"
|