20:27 СВИНЦОВОЕ БЕЛЬЕ И СОРОЧКИ ПО НАСЛЕДСТВУ |
Белье - довольно позднее изобретение. Многие наряды, надевавшиеся прямо на голое тело, выполняли функции нижней и верхней одежды одновременно. В Древнем Египте мужчины носили два набедренных передника, закрывающих нижнюю часть торса, а женщины - узкую юбку на широких лямках. Знать наряжалась в материи из прозрачного льна, подданные довольствовались хлопком и кожей. Впервые нижняя одежда появилась на Востоке: древние китайцы надевали по две пары штанов и рубах, причем исподний комплект выглядывал из-под верхнего. А японцы оборачивали чресла полотнищем, закрепленным на талии тесемками.
В античном мире господствовали хитоны и туники - всесезонная одежда домашнего и выходного назначения в зависимости от типа материала. Гречанки под хитоном перевязывали грудь хлопковой лентой наподобие современного бюстгальтера, а в Риме под тунику и мужчины, и женщины поддевали набедренную повязку.
Римские туники являлись сословным отличием: матронам полагались длинные однотонные, куртизанкам - пестрые и короткие. Декоративная кайма с растительным узором отличала консулов. Из военных походов пришла и новая мода. Так, Антоний Север при вступлении на престол всем желающим раздавал каракаллы - галльские рубахи с рукавами, за что получил прозвище Каракалла. А штаны считались одеждой варваров. Европейцы до Средних веков никакого белья, кроме рубахи и портов, не знали, пока не появилась тенденция под верхнюю одежду надевать более тонкую, из шитья и батиста. Такие сорочки стоили дорого и были не всем по карману. Нижние рубашки передавались по наследству, входили в список обязательного приданого состоятельных невест. Дочь Франциска II дала обет не менять нижней рубашки до возвращения мужа с войны - три года! Дамы той эпохи компенсировали отсутствие водных процедур чрезмерным использованием парфюмерии, а платье натягивали прямо на корсет - он долгое время оставался для европейских модниц основным женским бельем. Но если во Франции это был кружевной накрахмаленный лиф, подчеркивающий дамские формы, то испанская мода, диктовавшая полное сглаживание бюста, превратила корсет в панцирь из свинцовых пластин, уродовавший фигуру. Для утягивания талии корсетами пользовались и мужчины. Тайной шнуровки корсета владела камеристка дамы, она же помогала крепить к нему фижмы - каркас из плетенных обручей, придававший пышность юбке. Вошедшие в моду фижмы вынудили прекрасный пол начать пользоваться панталонами и чулками, чтобы не повредить кожу. Когда фижмы стали делать из китового уса, они достигали пяти метров в диаметре, и пришлось придумать складные каркасы. Спрос на планки был столь высок, что в 1722г. возникло первое акционерное общество китобоев.
На смену фижмам пришли кринолины и турнюры, дополненные нижними юбками - муслиновыми, шелковыми, атласными, но корсет оставался необходимой деталью женского туалета до 1914г., когда Мэри Джекоб запатентовала бюстгальтер, который она сама изготовила из носовых платков. Спустя десять лет женское белье уже приобрело современный вид. На смену корсетам пришли грации, полотняным панталонам - обтягивающие трико, они все время укорачивались. Внедрение дешевых синтетических материалов позволило начать выпуск доступных эластичных утягивающих поясов и комбинаций. XX век изменил и мужскую моду: появились прилегающие трусы, чулки стали носками, а нижняя рубашка - майкой. И как когда-то в эпоху классицизма ночная сорочка стала вечерним дамским туалетом, так и сегодня, глядя на женщин в бюстье и топах, понимаешь, что "нижнее белье" и "верхняя одежда" - понятия относительные. |
|
Всего комментариев: 0 | |