15:23
Разные дамские мелочи в эпоху модерна на рубеже XIX - XX веков


Художник Владимир Первунинский. 

Элегантный наряд дамы Прекрасной эпохи, раз­умеется, дополнялся подобающими аксессуарами, особенно для вечернего выхода. Дамы высшего света обычно но­сили немного украшений, часто ограничиваясь длинной ниткой жемчуга, но в торжественных слу­чаях, конечно, не упускали воз­можности блеснуть чем-нибудь действительно впечатляющим. 

В эпоху ар-нуво, одного из на­правлений модерна, заявившего о себе в первую очередь в декора­тивно-прикладном искусстве, кра­савицам было из чего выбирать: многие прославленные мастера ювелирного дела разрабатывали новые техники, создавая украшения, которые завораживали изы­сканностью линий и тонкостью исполнения. Да и сами платья порой казались драгоценностями — благодаря отделке стеклярусом, бисером, стразами, изящному кру­жеву и переливающимся тканям.

В то же время наряду с не­обыкновенно красивыми веща­ми, поражающими воображе­ние, гораздо большим спросом пользовались предметы пусть и неказистые, зато практичные, помогающие в работе и в быту. Изобретатели придумывали их сотнями, и многими полезными мелочами той эпохи мы пользуем­ся до сих пор.


ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ

Украшения работы Рене Лалика, одного из знаменитейших ювелиров эпохи модерна, как нельзя лучше подходили для особых случаев. Как и многие другие французские мастера, Лалик создавал необычные формы и фантазийные образы, используя типичные для модерна мифологические мотивы, изображая русалок и прочих диковинных существ.

Явное влияние на его искусство оказала и японская художественная традиция. Лалик прославился своими маленькими шедеврами с цветными камнями, эмалями, янтарем, слоновой костью, черепаховым панцирем, перламутром. Особенно ему удавались колористические эксперименты, позволявшие изделию менять цвет в зависимости от освещения.


Портрет театральной исполнительницы Стеллы Гастелле. Между 1895 и 1900 годами. Фотографы У. и Д. Дауни. 

БУТОНЬЕРКИ

Пособия по хорошему тону рекомендовали дамам на летней прогулке держать в руках букет ароматных цветов, а на вечерних приемах — прикалывать к груди небольшой букетик. 

Живыми цветами украшали себя и мужчины: в театрах и в иной торжественной обстановке они нередко щеголяли с цветком в петлице — это могла быть орхидея, фиалка, белая гардения. 
В России прикалывать цветы к одежде считалось манерой не совсем мужской, но, например, в Англии этот обычай был очень распространен. Многие джентльмены не покидали дома, не украсив наряд бутоньеркой.



Худ. Джузеппе Томинца. Графиня Сесилия д'Ауэрсперг с пенсне. 1822.


ПЕНСНЕ

У аристократок в течение всего XIX столетия любовью пользовался лорнет — порой не столько как помощник при близорукости, сколько как изысканный аксессуар, говорящий о богатстве и вкусе владелицы. 


Дама с лорнетом. Открытка.

Но в конце века все более распространенными становятся очки и пенсне. Пенсне держались на переносице с помощью зажима, о чем
и говорит их название (pince-nez, от французских слов «защемить» и «нос»). Стекла пенсне были чаще всего овальные, в тонкой металлической или черепаховой оправе, а иногда и вовсе без нее. К оправе прикреплялось колечко, позволяющее брать пенсне рукой, и в это же колечко продевались шнурок или цепочка, закреплявшиеся на ухе или лацкане пиджака. Для дальнозорких людей делались пенсне с серповидными стеклами. Носили их в мягких кожаных футлярах, внутри обтянутых замшей.


ВЕЕР

В Прекрасную эпоху дамские веера тоже переживали свой последний взлет. В домашней обстановке они уже не использовались, но в театрах и на балах по-прежнему оставались привычным аксессуаром. Однако по мере распространения электрического освещения, не дававшего жара, как свечи и газовые рожки, необходимость обмахиваться веером постепенно сошла на нет. (Впрочем, в летнюю жару на дачах были очень востребованы китайские бумажные веера.) Пока же модницы небрежно играли роскошным аксессуаром, возродив даже галантную азбуку вееров XVIII века. 


Худ. Сью Хэлстенберг.

Этот предмет на рубеже XIX-XX столетий зачастую превращался в настоящее произведение искусства. Особенно модными были веера из пышных страусовых перьев, добавлявших еще один «волнующийся» штрих в образ томной Прекрасной Дамы.


Художник Харрисон Фишер  (1875 - 1934)


АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ НЮАНС

Люди высшего круга в любое время года не выходили на улицу без перчаток. Мужчины в форме носили замшевые перчатки, в штатском — лайковые. Женские перчатки делались из тех же материалов, но могли быть и вязаными из фильдекоса или кружевными. 

Существовал целый ряд правил этикета, посвященных этому аксессуару. На балы и приемы дамам предписывалось надевать длинные, выше локтя, белые шелковые или лайковые перчатки — танцевать без них считалось «в высшей степени неприличным». 

Придя куда-нибудь с визитом, женщины не снимали перчаток и обнажали руки только за обеденным столом, перед тем как развернуть свою салфетку. 
Перчатки полагалось снимать и для игры в карты. Натягивать на руки лайковые перчатки было не таким уж легким делом, и заниматься этим публично правила хорошего топа категорически не дозволяли.

* * *

Категория: Одежда/Обувь | Просмотров: 37 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: дамские аксессуары | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar