Увы, мы несовершенны. Даже самые стройные из нас имеют то, что можно назвать "особенностями телосложения", - небольшие диспропорции в фигуре, которые надо знать, чтобы правильно выбрать фасон платья. Но разве это повод, чтобы впадать в уныние? Признавая свое несовершенство, мы делаем первый шаг к его исправлению.
Начнем с ног. Современная мода позволяет женщинам носить брюки и юбки практически любой длины, но тем ответственнее ваш выбор. И если вы не в походе и не на дачном участке, то надо ли надевать на полные ноги шорты или "мини"? Но если ваши ноги не очень ровные, то юбка ниже колена может, как это ни странно. подчеркнуть их кривизну. Посмотрите на рис.1 и в зеркало.
...Широкие бедра. Затягивая их узкими юбками, вы демонстрируете несомненность своих объемов. А если замаскировать их небольшими мягкими складками у талии вместо обычных вытачек - об истинной ширине бедер под юбкой "тюльпан" остается только догадываться. Юбки в крупную складку застрачивайте до линии бедер или шейте на кокетке. Можно оптически сузить фигуру, расширив плечи или комбинируя цвета. Если вы хотите сшить платье прямого силуэта, а объем ваших бедер значительно превышает объем груди, расширьте выкройку по бедрам, как показано на рис.2, а чтобы убрать лишнюю ширину в груди, под проймой заложите вытачку, но не более 3 см.
Бывает и наоборот: слишком большой бюст по сравнению с узкими бедрами. В этом случае излишек ширины при раскрое прямого платья можно убрать в конструктивные линии на полочке и спинке (рис.3). Перед платья лучше делать цельнокроеным, а складки или сборки на бедрах оптически расширят их. Узкие бедра не заметны в изделиях с трапециевидным силуэтом... А юбки вам пойдут широкие и пышные, с глубокими складками или сборками. Блузки и рубашки старайтесь выбирать свободные и носите их навыпуск.
Пожалуй, самое большое огорчение - большой живот. Но и здесь можно что-нибудь придумать. Прежде всего платье должно хорошо сидеть, не морщиться и не обтягивать. Для этого в боковом шве проектируется небольшая вытачка на уровне выступа живота (рис.4). Обычно линия наибольшего выступа располагается на 10-11 см ниже линии талии. Раствор вытачки не более 2 см, столько же добавляют по боковому шву внизу. При построении надо учитывать, что у фигур подобного типа условная линия талии располагается выше естественной, и точку наибольшего выступа живота лучше определить, отмеряя расстояние от плечевого среза. Вытачку надо, конечно, спрятать, например, в фасонную линию отрезного бочка или прорезного кармана, а небольшую (до 0,5 см) можно сутюжить. Отклонение переднего шва от средней линии на уровне вытачки (за) не должно превышать 1,5 см. Так как талия отсутствует, то грудь как бы сразу переходит в живот, и именно это место надо скрыть. Вам помогут длинные нависающие воротники, кокетки, жилеты. Платья, отрезные по переду, вас не украсят, а юбки желательно заменить сарафанами.
Большую роль в том, как сидит на вас одежда, играет осанка. Часто сутулость не что иное, как дурная привычка, и, конечно, надо постараться ее исправить. Наши бабушки-гимназистки, прогуливаясь на переменах, подкладывали под лопатки и локти линейку - попробуйте! А чтобы определить, какой у вас тип фигуры, сутулый или так называемый перегибистый, измерьте расстояние от плечевого шва у основания шеи до линии талии спереди, а потом сзади. При нормальной осанке эти размеры не должны отличаться больше чем на 1 см, а при сутулой - задняя мерка превышает переднюю. Чтобы платье хорошо сидело и не перекатывалось ни вперед , ни назад, в случае сутулой фигуры надо перенести плечевой шов вперед, уменьшить вырез горловины сзади и углубить его спереди. А при перегибистой осанке все наоборот. При этом изменится положение нагрудной вытачки, обратите на нее особенное внимание при первой примерке. Сутулая спина обычно шире обычной среднестатистической, поэтому при раскрое проймы спинки оставляйте припуск побольше, чтобы пройма сзади не получалась слишком широкой.
Наконец, шея. О ней часто забывают, а напрасно. Шея всегда на виду и прежде всего прочего выдает возраст. При выборе фасона обращайте внимание на ее длину (на рис.5 показано несколько вариантов). А при конструировании и раскрое надо обращать внимание на форму шеи. Она бывает, оказывается, цилиндрическая и сплюснутая с боков или спереди. Может быть наклонена вперед или назад, и, если вы шьете по готовой выкройке, сделайте большой припуск на швы по горловине, а на первой примерке начертите линию горловины мелом по основанию шеи и вырежьте, совместив правую и левую половинки.
С возрастом в области седьмого шейного позвонка появляются жировые отложения. В этом случае спинку лучше делать разрезной, это поможет вам уладить изделие, чтобы оно не тянуло и не морщило около шеи. Выбор фасона тоже поможет скрыть неприятный бугорок: например, большие воротники, шали и широкие стойки на углубленной сзади горловине. Хорошо будут смотреться большие вязаные воротники, конечно, если шея не очень короткая. Связать их можно из шерсти, хлопчатобумажных ниток, ириса и даже из штопки. И сочетать не только с трикотажным, но, например, с шерстяными или вельветовыми изделиями. От того, как сшит и отделан ворот, часто зависит весь вид изделия.
Но чтобы платье идеально сидело на фигуре, лучше всего сконструировать основу платья по хорошо снятым меркам фигуры, особенно если она имеет значительные отклонения от нормы. Конечно, этому надо поучиться, но затраченные усилия оправдают себя: сшитые вами вещи будут выглядеть безукоризненно.
Н. Сахарова
"Работница" 1991
|