Густав Климт. Портрет Сони Книпс. 1898
Женщины Прекрасной эпохи стремились выглядеть воздушными и невесомыми, словно парящими над землей. Для создания такого изнеженного, капризно-чувственного образа цвета нарядов выбирались светлые, пастельные — белый, жемчужный, бежевый, серебристо-серый, розовый, голубой, бледно-зеленый. Такие блеклые, лишенные энергии тона подчеркивали модную в то время «манерную усталость»: бледное лицо, томный взгляд, плавные движения, тихий голос, которые считались признаками хорошего зона. Светскую красавицу обязательно отличала нежная, словно просвечивающая кожа — поэтому ей никак было не обойтись без осветляющих кремов, отбеливающих средств и белой рисовой пудры. Нередко для полноты эффекта на висках, шее и декольте подрисовывались голубоватые жилки.
Те, кто старался выглядеть особенно интересно и по-декадентски «утомленно», не ограничивались выбеленной кожей и особым образом подводили веки, накладывая тени так, что глаза казались запавшими и ярко выделяющимися на бледном лице.
Культ Женщины, «Прекрасной Дамы» в эпоху модерна был связан с искусством соблазнения.
Рома Рибера. Девушка в вечернем платье. 1893
Дамы носили длинные волосы, из которых сооружали высокие сложные прически, скрепляя пряди металлическими или черепаховыми шпильками. Для придания дополнительного объема в них добавляли валики из волос, накладные шиньоны, проволочные каркасы, прокладки из сетки. Волосы тупировали (начесывали), завивали нагретыми на огне щипцами или с помощью оставленных на ночь папильоток. В качестве природных стайлинговых средств использовали квас или сладкий чай.
Джованни Болдини (1842-1931). Мадам Рита де Акоста. 1911
Прически нередко украшали нитками жемчуга, драгоценных (или поддельных) камней, венчиком из искусственных или живых цветов. В особых случаях, например на свадьбы, волосы посыпали серебряной или золотой пудрой.
Более простым вариантом прически были пучки, а юные девушки носили длинные косы с большим черным или белым бантом на затылке.
Изогнутый силуэт, подчеркивающий (или даже создающий) женственные формы, притягивал мужской взгляд, но истинная дама умело воздействовала и на другие чувства: о ее приближении оповещали изысканный аромат духов и шелест пышных нижних юбок. Платье не только волновало взгляд, но и волновалось само: целые каскады легких, полупрозрачных тканей — газ, шифон, тюль, кружева — струились вокруг женской фигуры, им вторили боа из меха, тюля или кружев. На шляпе трепетали ленты или перья, а длинная нитка жемчуга, свисавшая с груди, покачивалась в такт шагам.
Добропорядочная женщина всегда должна была выглядеть максимально естественно, поэтому декоративная косметика и краски для волос, как правило, осуждались. Но феминистское движение способствовало тому, что косметику постепенно начали допускать в обществе. В борьбе за признание нравственного превосходства женщин первые суфражистки старались выглядеть очень ухоженно и искусно подкрашивались.
Джованни Болдини (1842-1931).
Глядя на независимых суфражисток и популярных актрис, постепенно и женщины из консервативных кругов начали использовать довольно яркие оттенки помады, красить ресницы и подводить брови карандашом. В начале XX века в моду постепенно входит яркий румянец — свидетельство спортивного образа жизни.
На рубеже веков появились прообразы спа-салонов: косметические кабинеты, предлагавшие уход за телом, маникюр и педикюр, разнообразный массаж, ванны, в том числе «суховоздушные и световые», и такие новейшие процедуры, как лечение синим и красным светом, электризация и «синусоидализация вялой кожи».
"История моды"
|