15:09 Мощная поступь прогресса на рубеже XIX и XX веков |
Технический прогресс на рубеже XIX и XX веков поражал своей стремительностью, что требовало и от модной индустрии ответных шагов. Люди учились жить все быстрее — и немалая роль в этом ускорении принадлежала электричеству. Оно неотвратимо преображало повседневность, наполняя ее невиданными прежде чудесами: ярким светом, телефонной связью, радио, первой, еще громоздкой и неуклюжей бытовой техникой, помогающей в хозяйстве. Тусклые газовые и керосиновые фонари сменились ярким сиянием электрических. Поражавший воображение ослепительный (по сравнению со свечами и керосиновыми лампами) свет даже немного пугал, лишая интерьеры привычного уюта полумрака — все оказалось вдруг ярче, рельефнее, заметнее стали пятна на обоях и морщинки на лицах... Все больше людей перебирается в города. На улицах появляется общественный транспорт — сперва конка, которую тянули по рельсам лошади, а на рубеже столетий ее начинает вытеснять трамвай (его появлению на улицах предшествовали бурные дебаты: многие опасались, что трамваи будут пугать лошадей, электрический ток — убивать людей и вызывать пожары).
К 1913 году в Лондоне, Париже, Берлине, Будапеште уже существует метрополитен. По улицам городов затарахтели первые автомобили — пока еще больше похожие на конные экипажи, шумные, тряские, изрыгающие клубы темного дыма.
С ВЕТЕРКОМ На рубеже веков на городских улицах, изумляя прохожих и пугая лошадей, появляются автомобили (в России их поначалу называли «моторы»} — сперва только у самых богатых людей. Первые авто еще напоминали по конструкции экипажи — часто открытые, с откидным верхом, на тряских рессорах, с деревянным кузовом темного цвета, изнутри отделанным кожей. Машины заводились не без труда, развивали скорость до 50-70 километров в час (с эффектной легкостью обгоняя кареты и коляски), медленно тормозили и часто ломались.
Неудивительно, что непременными атрибутами шоферов открытых авто стали очки-«консервы», кепка с «ушами», не слетавшая с головы от встречного ветра, и автомобильный плащ из толстой кожи, защищавший от холода и грязи.
Фотография, родившаяся в середине XIX века, поначалу была доступна только энтузиастам: огромные тяжелые камеры, стеклянные пластинки, множество химикатов — и очень долгие выдержки, требующие студийной съемки.
Но к 1890-м годам фотоаппараты становятся все более портативными, пластинки сменяются роликами пленки, а проявлять негативы можно не сразу, а позже, в удобной студии. Своего рода революцию в фотографии производит Джордж Истмен, предложив покупателям небольшую фотокамеру Kodak с заряженным роликом пленки и очень простой инструкцией для съемки. Камеру с отснятой пленкой нужно было отослать для проявки в компанию Kodak, и аппарат возвращался с новой пленкой и проявленными снимками. Благодаря такому новшеству фотография стала по-настоящему массовой.
Если в 1870-е был популярен велосипед «пенни-фартинг», с передним колесом намного больше заднего, то уже в 1880-е выпускаются модели, похожие на современные.
Производители пускаются в эксперименты: наряду с двухколесными создаются и трехколесные грузовые велосипеды, тандемы (в том числе и для трех, четырех и даже пяти человек — триплеты, квадриплеты и квинтиплеты; их использовали только спортсмены), велосипеды для езды в лежачем положении, семейные велосипеды с коляской для ребенка (на фото), специальные дамские модели, с низкой прогнутой рамой и сеткой, защищавшей юбки от попадания в спицы (для тех, кто все-таки не решался надеть блумеры).
Заботились и о костюме мужчин-велосипедистов: существовало такое полезное приспособление, как специальные «обхваты для брюк», предохранявшие штанины «от порчи и загрязнения».
Развивался кинематограф. Первый в мире киносеанс братьев Люмьер состоялся в 1895 году. Многие тогда сочли кинематограф лишь нелепой технической новинкой — сначала это были ленты хроники, с еще очень несовершенным прыгающим изображением, без звука и цвета. Но вскоре, осознав художественные возможности этого изобретения, первые кинорежиссеры начали снимать игровые фильмы. В начале XX века возникла система кинопроката, и «синематографы» (в нашей стране их называли «иллюзионы») стали появляться повсюду, как грибы после дождя.
Это были очень демократичные заведения, для посещения которых не требовалось наряжаться и даже снимать верхнюю одежду. Киносеансы обязательно сопровождала музыка — обычно тапер играл на фортепиано, но порой использовались и специальные звуковые эффекты в соответствии с происходящим на экране.
Ист. журнал "История моды" |
|
Всего комментариев: 0 | |