15:09
Мощная поступь прогресса на рубе­же XIX и XX веков


Вошедший в историю полет 1906 года пионера авиации Альберто Сантос-Дюмона.

 

Тех­нический прогресс на рубе­же XIX и XX веков поражал своей стремительностью, что требовало и от модной индустрии ответных шагов. Люди учились жить все быстрее — и немалая роль в этом ускорении принадлежала электри­честву. Оно неотвратимо преоб­ражало повседневность, наполняя ее невиданными прежде чудесами: ярким светом, телефонной связью, радио, первой, еще громоздкой и неуклюжей бытовой техникой, по­могающей в хозяйстве. Тусклые газовые и керосиновые фонари сменились ярким сиянием электрических. Поражавший вообра­жение ослепительный (по сравне­нию со свечами и керосиновыми лампами) свет даже немного пу­гал, лишая интерьеры привычного уюта полумрака — все оказалось вдруг ярче, рельефнее, заметнее стали пятна на обоях и морщинки на лицах...

Все больше людей перебирает­ся в города. На улицах появляется общественный транспорт — спер­ва конка, которую тянули по рель­сам лошади, а на рубеже столетий ее начинает вытеснять трамвай (его появлению на улицах пред­шествовали бурные дебаты: мно­гие опасались, что трамваи будут пугать лошадей, электрический ток — убивать людей и вызывать пожары). 

 


Фото ист.

 

К 1913 году в Лондоне, Париже, Берлине, Будапеште уже существует метрополитен. По ули­цам городов затарахтели первые автомобили — пока еще больше похожие на конные экипажи, шум­ные, тряские, изрыгающие клубы темного дыма.
Особенный энтузиазм в обще­стве пробуждают успехи в воздухоплавании: небо бороздят гигантские дирижабли, совершен­ствуются аэропланы — их полеты, воплощающие извечную мечту человечества о покорении неба, неизменно вызывают огромный интерес и восторг публики.

 

 

С ВЕТЕРКОМ

На рубеже веков на городских улицах, изумляя прохожих и пугая лошадей, появляются автомобили (в России их поначалу называли «моторы»} — сперва только у самых богатых людей. Первые авто еще напоминали по конструкции экипажи — часто открытые, с откидным верхом, на тряских рессорах, с деревянным кузовом темного цвета, изнутри отделанным кожей. Машины заводились не без труда, развивали скорость до 50-70 километров в час (с эффектной легкостью обгоняя кареты и коляски), медленно тормозили и часто ломались.
Неприятной особенностью ребристых автомобильных шин, смягчавших тряску, было то, что они поднимали целые фонтаны воды и грязи или клубы пыли на дороге. 

 


Кадр из фильма Шерлок Холмс.

 

Неудивительно, что непременными атрибутами шоферов открытых авто стали очки-«консервы», кепка с «ушами», не слетавшая с головы от встречного ветра, и автомобильный плащ из толстой кожи, защищавший от холода и грязи.


ФОТОГРАФИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Фотография, родившаяся в середине XIX века, поначалу была доступна только энтузиастам: огромные тяжелые камеры, стеклянные пластинки, множество химикатов — и очень долгие выдержки, требующие студийной съемки. 

 

 

Но к 1890-м годам фотоаппараты становятся все более портативными, пластинки сменяются роликами пленки, а проявлять негативы можно не сразу, а позже, в удобной студии. Своего рода революцию в фотографии производит Джордж Истмен, предложив покупателям небольшую фотокамеру Kodak с заряженным роликом пленки и очень простой инструкцией для съемки. Камеру с отснятой пленкой нужно было отослать для проявки в компанию Kodak, и аппарат возвращался с новой пленкой и проявленными снимками. Благодаря такому новшеству фотография стала по-настоящему массовой.


ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

Если в 1870-е был популярен велосипед «пенни-фартинг», с передним колесом намного больше заднего, то уже в 1880-е выпускаются модели, похожие на современные. 

 

 

Производители пускаются в эксперименты: наряду с двухколесными создаются и трехколесные грузовые велосипеды, тандемы (в том числе и для трех, четырех и даже пяти человек — триплеты, квадриплеты и квинтиплеты; их использовали только спортсмены), велосипеды для езды в лежачем положении, семейные велосипеды с коляской для ребенка (на фото), специальные дамские модели, с низкой прогнутой рамой и сеткой, защищавшей юбки от попадания в спицы (для тех, кто все-таки не решался надеть блумеры). 

 


Костюм для велосипеда. Шаровары-блумеры.

 

Заботились и о костюме мужчин-велосипедистов: существовало такое полезное приспособление, как специальные «обхваты для брюк», предохранявшие штанины «от порчи и загрязнения».


"СИНЕМАТОГРАФЫ"

Развивался кинематограф. Первый в мире киносеанс братьев Люмьер состоялся в 1895 году. Многие тогда сочли кинематограф лишь нелепой технической новинкой — сначала это были ленты хроники, с еще очень несовершенным прыгающим изображением, без звука и цвета. Но вскоре, осознав художественные возможности этого изобретения, первые кинорежиссеры начали снимать игровые фильмы. В начале XX века возникла система кинопроката, и «синематографы» (в нашей стране их называли «иллюзионы») стали появляться повсюду, как грибы после дождя. 

 


Фото ист.  Пианист тапер

 

Это были очень демократичные заведения, для посещения которых не требовалось наряжаться и даже снимать верхнюю одежду. Киносеансы обязательно сопровождала музыка — обычно тапер играл на фортепиано, но порой использовались и специальные звуковые эффекты в соответствии с происходящим на экране. 

 


Кинематограф быстро завоевал любовь зрителей,
породив культ кинозвезд, ставших образцами для подражания и законодателями мод. Таким идолом была Габриэль Рэй, запечатленная на этой фотографии в образе Жанны д'Арк.

Ист. журнал "История моды"

Категория: Мода. Стиль История моды | Просмотров: 19 | Добавил: liliyaeugen2012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar