13:32 Дамские шляпки на рубеже веков |
Фасоны дамских шляп менялись беспрестанно — карикатуристы, высмеивали погоню модниц за новинками, уверяли, что, если не надеть свежекупленную шляпу в восемь вечера, к десяти часам она уже может устареть. Размером и силуэтом такие головные уборы походили на бельевые корзины, за что получили ироническое название «корзин». Распространенным вариантом отделки были пышные банты и розетки из шелка, батиста, кружева, тафты или сложные драпировки из разных тканей, чаще всего тонких, воздушных или струящихся — тюля, газа, кисеи, а также шелка и бархата. В ход шли рюши, ленты, блестки и стеклярус, имитация драгоценных камней. Зимние шляпы отделывали мехом. Большой популярностью пользовались искусственные цветы, часто даже целые букеты — такие «цветочные» шляпы надевали в театры и на концерты, а на улице носили только летом.
Что касается мужской моды, то у цилиндров и котелков появился серьезный конкурент — кепка, которую тогда чаще всего называли «шоферской», хотя носили ее не только первые автомобилисты, но и первые авиаторы, а также все те, кого бы мы сегодня назвали любителями спорта и активного отдыха. Популярной кепка стала и в рабочей среде, постепенно вытеснив картуз. Широкополые шляпы, сплетенные из золотистой соломы, стали популярны среди высшего света еще в XVIII веке, а к концу XIX столетия прочно вошли в гардероб женщин практически всех слоев общества. Плели такие шляпы в Италии, из пшеничной соломы особого сорта, называемого «флорентийским» или «ливорнийским» (по имени порта Ливорно, откуда шляпки развозились по всей Европе). Сам головной убор также часто называли «леггорном» —- по искаженному английскому произношению Ливорно. КАНОТЬЕ Название этого головного убора происходит от французского canotier — «гребец». Во второй половине XIX века жесткие соломенные шляпы с прямыми полями и цилиндрической тульей (обычно украшенной черной лентой) начали надевать юноши, увлекающиеся греблей, во время заплывов — легкая и удобная шляпа отлично защищала от солнца и не мешала грести. В конце столетия канотье превратилось в модный головной убор, с греблей уже никак не связанный, хотя его по-прежнему надевали во время занятий спортом — как мужчины, так и женщины. Для прекрасного пола эта шляпа вообще оказалась спасением: играть в модный бадминтон или теннис в огромных шляпах с перьями было бы крайне затруднительно, а не покрывать голову — неприлично. ШЛЯПНЫЕ КАРТОНКИ Обилие шляп в женском гардеробе вынуждало их обладательниц обзаводиться множеством шляпных картонок — круглых коробок из кожи, клеенки или картона, довольно хрупких и требовавших очень аккуратного обращения. Если семья отправлялась в путешествие, в багаже преобладали именно шляпные картонки — ведь шляпы носили не только дамы, но и мужчины, и дети. Помните известное детское стихотворение С. Я. Маршака, начинающееся строкой: «Дама сдавала в багаж...»? Картонка, перечисленная среди прочих вещей, была как раз коробкой для роскошной шляпы. Пожалуй, такое повышенное внимание головным уборам — и их декорированию — дамы уделяли еще разве что в век рококо, во второй половине XVIII столетия. Если говорить о декоре, то одним из самых модных украшений для шляп эпохи модерна считались птичьи перья - чаще всего их собирали в эгреты, небольшие пучки изысканной формы. Особенно ценились перья цапли, страуса, но использовались и менее экзотические птицы, например чайки, куропатки. Иногда из перьев на шляпе формировалась целая фигурка птицы с раскрытыми крыльями или просто пара крыльев.
Самым шиком считалось, если птичка выглядела так, будто вот-вот вспорхнет, а шляпа едва касалась прически и держалась словно чудом. Секрет заключался в длинной шляпной булавке со скромной круглой головкой, незаметной среди пышного декора. Однако такие аксессуары могли стать и изысканным украшением — дорогие шляпные булавки представляли собой настоящие произведения ювелирного искусства. На высоких сложных прическах того времени шляпы не могли удержаться естественным образом, поэтому их либо прикрепляли к прическе длинными, до 30 сантиметров и более, булавками, либо завязывали лентами под подбородком. В объемное сооружение из настоящих волос, напоминающее тюрбан или большой узел, для пышности добавляли волосяные жгуты и накладки, бархатные валики, подушечки и даже обручи из китового уса. В такие конструкции и втыкали огромные булавки, на которых крепилась шляпа. Дорогие шляпные булавки серебрили и золотили, украшали драгоценными камнями, самоцветами или художественными эмалями, булавку могли декорировать и под определенную шляпку, причем декор часто бывал съемным Грандиозные до нелепости шляпы эпохи модерна вызывали в обществе неоднозначную реакцию. Сторонницы женской эмансипации справедливо считали такие головные уборы бессмысленной тратой денег (а шляпы, например, с перьями могли стоить действительно очень дорого!) и предпочитали носить скромные и удобные канотье или федоры (шляпа из мягкого фетра, обвитая широкой лентой . Поля шляпы мягкие, средней ширины. Была изобретена в конце 1880-х. Названа по имени княгини Федоры Ромазовой, героини популярной в те годы пьесы «Федора» французского драматурга Викторьена Сарду)
Театралов возмущало то, что дамы, тогда не снимавшие шляп в зрительном зале, закрывали весь вид на сцену тем, кто сидел сзади. Общества, выступавшие за охрану природы, протестовали против массового убийства птиц, в том числе редких, чьи перья тоннами тратились на украшение шляп.
Особенное негодование вызывали шляпные булавки: эти аксессуары могли представлять собой нешуточную опасность. Их острые концы, торчащие из шляп, в толпе или в вагоне конки не раз царапали лица окружающих, а то и причиняли серьезные увечья. В Москве и Петербурге пришлось даже издать постановления о запрете использования таких булавок без специальных круглых наконечников. Впрочем, наконечники легко терялись, и несчастные случаи повторялись, пока, к великому облегчению немалой части общества, огромные шляпы окончательно не вышли из моды.
«Какова мать, такова и дочь», - утверждает реклама тех лет и подчеркивает, что обе модницы, большая и маленькая, пользуются исключительно шляпными булавками фирмы Abel Morrall's и очень довольны. * * * |
|
Всего комментариев: 0 | |