13:32
Дамские шляпки на рубеже веков


Различные фасоны шляпок, украшенных цветами. Иллюстрация из модного журнала 1896 года.

Фасоны дамских шляп менялись беспрестан­но — карикатуристы, высмеивали погоню модниц за новинками, уверяли, что, если не надеть свежекупленную шляпу в восемь вечера, к десяти часам она уже может устареть. 
На рубеже веков XIX и XX, в эпоху модерна, в Прекрасную эпоху, как ее называют, конечно, существовали разные виды шляп для женщин разного возраста и на разные случаи, но самым популярным вариантом, своего рода символом Прекрасной эпохи, были огромные пышные шляпы со сложной отделкой. 

Размером и силуэтом такие головные уборы походили на бельевые корзины, за что получили ироническое название «корзин».
Шляпы делали из фетра, шел­ка, бархата и других тканей (ча­сто на проволочном каркасе) или из соломы. Для подкладки использовали тонкие хлопча­тобумажные ткани или шелк. 

Распространенным вариантом от­делки были пышные банты и ро­зетки из шелка, батиста, кружева, тафты или сложные драпиров­ки из разных тканей, чаще всего тонких, воздушных или струя­щихся — тюля, газа, кисеи, а так­же шелка и бархата. В ход шли рюши, ленты, блестки и стекля­рус, имитация драгоценных кам­ней. Зимние шляпы отделывали мехом. Большой популярностью пользовались искусственные цве­ты, часто даже целые букеты — та­кие «цветочные» шляпы надевали в театры и на концерты, а на ули­це носили только летом.


Зимний цветок. Англ. худ. Сидней Перси Кендрик (1874-1955).

Что касается мужской моды, то у цилиндров и котелков появил­ся серьезный конкурент — кепка, которую тогда чаще всего называ­ли «шоферской», хотя носили ее не только первые автомобилисты, но и первые авиаторы, а также все те, кого бы мы сегодня назвали любителями спорта и активного отдыха. Популярной кепка стала и в рабочей среде, постепенно вы­теснив картуз.


Соломенная шляпка

Широкополые шляпы, сплетенные из золотистой соломы, стали популярны среди высшего света еще в XVIII веке, а к концу XIX столетия прочно вошли в гардероб женщин практически всех слоев общества. Плели такие шляпы в Италии, из пшеничной соломы особого сорта, называемого «флорентийским» или «ливорнийским» (по имени порта Ливорно, откуда шляпки развозились по всей Европе). 


Худ. Харрисон Фишер.

Сам головной убор также часто называли «леггорном» —- по искаженному английскому произношению Ливорно.
Из флорентийской соломки плели не только «пастушьи» широкополые шляпы, но и капоры и даже мужские цилиндры. Но в Прекрасную эпоху популярнее всего стали именно широкополые леггорны, обычно украшенные лентами и цветами.

КАНОТЬЕ

Название этого головного убора происходит от французского canotier — «гребец». Во второй половине XIX века жесткие соломенные шляпы с прямыми полями и цилиндрической тульей (обычно украшенной черной лентой) начали надевать юноши, увлекающиеся греблей, во время заплывов — легкая и удобная шляпа отлично защищала от солнца и не мешала грести. 

В конце столетия канотье превратилось в модный головной убор, с греблей уже никак не связанный, хотя его по-прежнему надевали во время занятий спортом — как мужчины, так и женщины. 

Для прекрасного пола эта шляпа вообще оказалась спасением: играть в модный бадминтон или теннис в огромных шляпах с перьями было бы крайне затруднительно, а не покрывать голову — неприлично.
Кроме того, по сравнению с другими головными уборами соломенное канотье без украшений стоило недорого и было по карману даже небогатым горожанам.


ШЛЯПНЫЕ КАРТОНКИ

Обилие шляп в женском гардеробе вынуждало их обладательниц обзаводиться множеством шляпных картонок — круглых коробок из кожи, клеенки или картона, довольно хрупких и требовавших очень аккуратного обращения.

Если семья отправлялась в путешествие, в багаже преобладали именно шляпные картонки — ведь шляпы носили не только дамы, но и мужчины, и дети. Помните известное детское стихотворение С. Я. Маршака, начинающееся строкой: «Дама сдавала в багаж...»? Картонка, перечисленная среди прочих вещей, была как раз коробкой для роскошной шляпы.

Пожалуй, такое повышен­ное внимание головным уборам — и их декорированию — дамы уделяли еще разве что в век рококо, во второй половине XVIII столетия.


Худ. Харрисон Фишер.

Если говорить о декоре, то одним из самых модных украшений для шляп эпохи модерна считались птичьи перья - чаще всего их собирали в эгреты, небольшие пучки изысканной формы. Особенно ценились перья цапли, страуса, но использовались и менее экзотические птицы, например чайки, куропатки. 

Иногда из перьев на шляпе формирова­лась целая фигурка птицы с раскрытыми крыльями или просто пара крыльев. 


Птица, которая, кажется, всего мгновенье назад присела на дамскую шляпу и вот-вот улетит прочь, довольно долго оставалась модным трендом конца XIX столетия.

Самым шиком считалось, если птичка выглядела так, будто вот-вот вспорхнет, а шляпа едва касалась прически и держалась слов­но чудом. Секрет заключался в длинной шляпной булавке со скромной круглой головкой, незаметной среди пышного декора. Однако такие аксессуары могли стать и изысканным украшением — дорогие шляп­ные булавки представляли собой настоящие произведения ювелирно­го искусства.

На высоких сложных прическах того времени шляпы не могли удер­жаться естественным образом, поэтому их либо прикрепляли к приче­ске длинными, до 30 сантиметров и более, булавками, либо завязывали лентами под подбородком. В объемное сооружение из настоящих волос, напоминающее тюрбан или большой узел, для пышности добавляли волосяные жгуты и накладки, бархатные валики, подушечки и даже обручи из китового уса. В такие конструкции и втыкали огром­ные булавки, на которых крепилась шляпа.

Дорогие шляпные булавки серебрили и золотили, украшали драгоценными камнями, самоцветами или художественными эмалями, булавку могли декорировать и под определенную шляпку, причем декор часто бывал съемным

Грандиозные до нелепости шляпы эпохи модерна вызывали в об­ществе неоднозначную реакцию. Сторонницы женской эмансипации справедливо считали такие головные уборы бессмысленной тратой денег (а шляпы, например, с перьями могли стоить действительно очень дорого!) и предпочитали носить скромные и удобные канотье или федоры (шляпа из мягкого фетра, обвитая широкой лентой . Поля шляпы мягкие, средней ширины. Была изобретена в конце 1880-х. Названа по имени княгини Федоры Ромазовой, героини популярной в те годы пьесы «Федора» французского драматурга Викторьена Сарду)


В театре. Новости. Рамон Касас Карбо.1902.

Театралов возмущало то, что дамы, тогда не снимавшие шляп в зрительном зале, закрывали весь вид на сцену тем, кто сидел сзади. Общества, выступавшие за охрану природы, протестовали про­тив массового убийства птиц, в том числе редких, чьи перья тоннами тратились на украшение шляп.


Карикатуристы изощрялись в остротах по поводу "самого опасного женского оружия", которое оказалось опаснее даже прекрасных голубых глаз.

Особенное негодование вызывали шляпные булавки: эти аксес­суары могли представлять собой нешуточную опасность. Их острые концы, торчащие из шляп, в толпе или в вагоне конки не раз царапа­ли лица окружающих, а то и причиняли серьезные увечья. 

В Москве и Петербурге пришлось даже издать постановления о запрете ис­пользования таких булавок без специальных круглых наконечников. Впрочем, наконечники легко терялись, и несчастные случаи повторя­лись, пока, к великому облегчению немалой части общества, огромные шляпы окончательно не вышли из моды.


Авторы детективных рассказов тех лет нередко вводили шляпные булавки в сюжет - они могли стать важной уликой или даже орудием убийства. Впрочем, на этой иллюстрации одного из таких детективов булавка не губит, а выручает: героиня находчиво протыкает ею автомобильную шину и не дает злодею скрыться.

«Какова мать, такова и дочь», - утверждает реклама тех лет и подчеркивает, что обе модницы, большая и маленькая, пользуются исключительно шляпными булавками фирмы Abel Morrall's и очень довольны.

* * *
 

Категория: Мода. Стиль История моды | Просмотров: 67 | Добавил: liliyaeugen2012 | Теги: Шляпки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar